Трансформация социальной помощи в профессиональную социальную работу

Социальная работа понимается как особый вид помощи, направленный на удовлетворение потребностей тех людей,

Рис. 3.8. Основные элементы системного подхода в теории социальной работы

которые не могут самостоятельно обеспечить реализацию этих потребностей. Как область познания и практики социальная работа формировалась в направлении расширения групп клиентов, при этом клиенты – независимо от их существенных отличительных характеристик – в тот или иной исторический отрезок времени осмыслялись как социально ущербные индивиды. Механизмы их социальной интеграции в общество прошли путь от институционализации (помещение в институты помощи) к деинституционализации (помощь вне институтов). Причем данный процесс характерен практически для любого клиента в исторической практике социальной работы, будь то пожилой человек, вдова, профессиональный нищий, человек с особыми нуждами и т.д. На каждом историческом этапе происходило осмысление "человека нуждающегося", и это осмысление зависло от доминирующей идеологемы помощи в общественном познании (табл. 3.6).

Таблица 3.6

Развитие различных форм помощи в условиях общественных изменений

Предмодерн

Модерн

Архаическое

общество

(первобытное)

Высококультурное

общество

(феодальное)

Современное общество (капиталистическое, индустриальное)

Первично дифференцированные в социальном сегменте (например, семья, род)

Первично дифференцированные в социальных слоях и классах (крестьяне, ремесленники, дворяне и т.д.)

Первично дифференцированные в функциональной системе (экономика, политика, право, наука, воспитание, социальная работа и др.)

Взаимообразные индивидуальные виды помощи на основе ожидания помощи и благодарности

Этически и религиозно инспирированные виды помощи между различными слоями/ классами

Нормативно дифференцированные/страховые и организационно проводимые (рациональные, бюрократические и экономические) виды помощи (принцип социального государства/ современная профессиональная социальная работа)

В условиях модернизации общества социальная помощь посредством профессионализации трансформируется в социальную работу. Таким образом, социальная работа становится частью проекта, который можно описать как перманентную битву за упорядоченность, однозначность, рационализацию, контроль, классификацию, определение и идентификацию.

Противоречия модернизации

Под модернизацией понимаются общественные изменения, к которым относят процессы:

рационализации (наука);

секуляризации (потеря религией своих позиций в культуре и обществе);

индустриализации (экономика);

дифференциации/индивидуализации (сфера социального).

Рис. 3.9. Противоречия модернизации[1]

Все они получили ускоренное развитие начиная с XVII в. С этого времени модернизация находится в состоянии перманентной конфронтации со своими собственными методическими противоречиями (многозначность) и парадоксальной нагруженностью. Все более очевидно, что прогресс порождает не только богатство, но и в равной степени бедность. Модернизация общества способствует не только решению социальных проблем, но также и возникновению новых проблем, т.е. ведет к противоречиям (рис. 3.9).

Эпоха модерна может послужить нам формулой непознаваемости того, чему постмодерн дает соответствующее ему понятийное объяснение.