Трансформация РСФСР в Российскую Федерацию

В результате развала СССР Россия стала его правопреемницей с переходом к ней всех прав и обязанностей, включая членство в Совете Безопасности ООН, так называемого контроля над "ядерной кнопкой" и всех обязательств СССР в сфере коллективной безопасности.

В становлении Российской Федерации как нового самостоятельного суверенного государства можно выделить два этапа:

Первый — 12 июня 1990 г. — 25 декабря 1991 г. Он начинается принятием Декларации независимости РСФСР и заканчивается распадом СССР[1].

Второй — 26 декабря 1991 г. — 12 декабря 1993 г. Он заключается в переходе России от унитарного, по сути, государства с автономиями к полноценной федерации и заканчивается принятием Конституции РФ 1993 г.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. Россия вступила в новую стадию развития. Произошла смена общественного строя, всей системы общественных отношений.

Образование Российской Федерации проходило на фоне так называемого парада суверенитетов. Этому в немалой степени способствовало то, что не вполне понятен был статус автономных республик. Закон СССР от 10 апреля 1990 г. "Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик", устанавливая гарантии для союзных и автономных республик, не проводил между ними различий. Еще большую неопределенность порождал Закон СССР от 26 апреля того же года "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации". Союзные республики в нем определяются как "суверенные государства, объединившиеся в СССР". Что касается автономных республик, то они признавались "субъектами федерации — Союза ССР". При этом констатировалось, что они входят в состав союзных республик. Получалось так, что один субъект федерации включает равный ему по статусу другой субъект[2].

Автономные республики России стали именоваться республиками в составе РСФСР. Автономные области и округа также заявили о желании повышения своего статуса. В результате пять автономных областей с 15 декабря 1990 г. вышли из состава краев и областей и напрямую входили в РСФСР, а с 3 июля 1991 г. четыре из них преобразовывались в республики в составе РСФСР.

Еще в ходе подготовки несостоявшегося Союзного договора возникла идея принятия по аналогии с ним договора об образовании Российской Федерации. Образованная I Съездом народных депутатов РСФСР Конституционная комиссия рассматривала несколько вариантов конституции и во всех из них в качестве субъектов федерации фигурировали республики, автономные области, автономные округа, края, области, города федерального значения.

В условиях политической нестабильности все отчетливее начинают проявляться сепаратистские, националистические тенденции. В этих условиях для обеспечения политической стабильности было решение заключить договоры с регионами, которые определяли бы статус территориальных единиц как субъектов Российской Федерации и обеспечивали бы гарантию их прав. Были подготовлены и 31 марта 1992 г. подписаны три договора между федеральным Центром и тремя видами субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти: республик в составе Российской Федерации, автономных образований, краев, областей, городов федерального значения (Москвой и Санкт-Петербургом). В совокупности все эти три договора назвали Федеративным договором, а для того чтобы он стал основой нового государственного устройства России, IV Съезд народных депутатов России 10 апреля 1992 г. одобрил его и инкорпорировал в состав Конституции РФ. 21 апреля 1992 г. в Конституцию были внесены существенные дополнения, касающиеся предметов исключительного ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также каждого из видов субъектов.