Трансформация неоклассики

В начале XX столетия ускорился процесс перехода рыночного хозяйства к условиям несовершенной конкуренции, или к состоянию монополистического капитализма. Этот процесс поставил перед экономистами задачу, связанную с пересмотром представлений о характере хозяйственного процесса. Необходимо было скорректировать господствовавшие теоретические концепции о механизме функционирования и развития рынков, формирования издержек и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения и т.д.

В начале 1930-х гг. практически одновременно вышли в свет работы американского экономиста Э. X. Чемберлина и английского ученого Дж. В. Робинсон, в которых по-новому рассматривались сложившиеся к началу века хозяйственные процессы. При всей несхожести подходов их объединяла неоклассическая методология исследования, направленная на изучение эндогенных (внутренних), а нс экзогенных (внешних) причин нарушения равновесия в связи с монополистической или несовершенной конкуренцией. Это дает основание считать обоих ученых последователями неоклассической школы. Данная классификация в некоторой степени расходится со сложившимся представлением о Дж. Робинсон как об ученом, принадлежавшем к "левому кейнсианству". Однако приведенную выше концепцию Дж. Робинсон изложила в книге "Экономическая теория несовершенной конкуренции" в 1933 г., т.е. за несколько лет до появления работы Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936). В рассматриваемый период Дж. Робинсон разделяла взгляды своего учителя А. Маршалла, что также дает основание говорить о ней как о последователе неоклассицизма.

Экономическое учение Э. Чемберлина

Эдвард Чемберлин (1899–1967)[1] в работе "Монополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости" (1933) обращает внимание на роль, которую играет в рыночной экономике дифференциация продукта.

Теория дифференциации. Дифференциация трактовалась ученым достаточно широко. "Дифференциация может базироваться, – писал Э. Чемберлин, – на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как запатентованные свойства – фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация также может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле (если ограничиться одним примером) эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает"[2].

Дифференциация продукции, которая обеспечивает обособление рынка для отдельного продавца или фирмы за счет невозможности идеального замещения товаров продуктами-заменителями (субститутами), создает предпосылки для установления контроля над ценой. Э. Чемберлин считал, что в условиях существования дифференциации покупатели будут находить продавцов не по воле случая (как это происходит при чистой конкуренции), а на основании собственных предпочтений.

Таким образом, в условиях повсеместной дифференциации монополистический фактор всегда будет присутствовать в системе ценообразования. Однако там, где существует дифференциация, продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей. Поскольку каждый продавец является монополистом и все-таки имеет конкурентов, Э. Чемберлин считал их "конкурирующими монополистами", действующими в ситуации монополистической конкуренции. Отсюда следует, что сложившиеся представления о чистой конкурентной природе ценообразования, согласно которой цены стремятся к уровню, соответствующему условиям чистой конкуренции, противоречат реальности.

В действительности дифференциация приводит к такому положению, при котором вместо единого рынка складывается сеть обособленных, но в тоже время взаимосвязанных рынков, на которых существует разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Рассмотренная Э. Чемберлином модель носила смешанный характер, где взаимосвязаны как элементы конкуренции, так и элементы монополии. Он констатировал, что "большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления... включающие и конкуренцию, и монополию".

Теория "чистой монополии". Э. Чемберлин подробно рассматривал категорию "чистой монополии" или "законченной монополии на известный продукт". Он считал, что действие этой категории, так же как и категории "чистой конкуренции", ограниченно, так как власть монополии не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которых является монополизированный продукт. Такого рода монополия закрепляется патентами, авторскими правами, хотя и она обычно сталкивается с конкуренцией более или менее совершенных субститутов. Проблему контроля монополиста над ценой Э. Чемберлин решал в соответствии с уже выдвинутым им положением о смешанном, синтетическом характере процесса ценообразования. Он доказывал ограниченный характер воздействия монополиста на цену: пределы влияния монополиста устанавливают спрос на продукт, который может иметь достаточно высокую эластичность. Спрос может быть настолько эластичным, что максимально выгодная для продавца цена будет незначительно отличаться от цен других продавцов и может совпадать и даже быть ниже общих цен на товары данного рода. Эти рассуждения привели Э. Чемберлина к выводу о том, что монопольные цены не обязательно должны превышать цены сходных товаров, а следовательно, и монопольная прибыль не обязательно будет превышать ее обычную норму.

По его мнению, монопольная сверхприбыль может возникать при условии создания или увеличения спроса на определенный товар, если производитель или продавец защищен от воздействия конкурентов. Используя сформулированный А. Маршаллом закон возрастающей отдачи, он утверждал, что увеличение объема выпуска продукции ведет к увеличению прибыли. Однако в отличие от неоклассиков-маржиналистов, которые исходили из фиксированной величины спроса, Э. Чемберлин рассматривал его как величину, управляемую со стороны производителя или продавца.

Теория издержек сбыта. Наряду с известной экономической науке категорией издержек производства Э. Чемберлин исследовал категорию издержек сбыта.

Издержки сбыта, без которых практически невозможно создание новых рынков, формирование и управление спросом, включают все затраты на создание торговой информации или рекламу товаров, как известных на рынке, так и новых. Э. Чемберлин изучил воздействие рекламы на спрос и доказал, что с ее помощью может произойти увеличение сбыта товара без изменения цены на него, а следовательно, и увеличение прибыли. Впрочем, он считал, что существует определенное ограничение действия данного неценового фактора конкуренции и отмечал, что рост дохода не пропорционален росту издержек сбыта в перспективе, так как "сопротивление, вызывающее уменьшение дохода, все время усиливается по мере того, как расширяются затраты по сбыту".

Теория цены. Э. Чемберлин доказывал, что цены являются всего лишь одним из инструментов конкуренции, а не единственным или основным, как это утверждали неоклассики. По его мнению, в реальных условиях монополистической конкуренции ведущую роль играют неценовые факторы конкуренции, такие, как качество товара и обслуживание потребителей. Поэтому в качестве объекта исследования проблемы ценообразования должно выступать регулирование продукта при заданной цене, изменение цены в связи с изменением самого продукта или установление цены на новый продукт.

Модель монополистической конкуренции Э. Чемберлина предполагает наличие рыночной структуры, в которой число продавцов, как и в модели чистой конкуренции, достаточно велико и каждый из них действует относительно независимо от конкурентов, что и отличает ее от режима чистой монополии. Другим признаком модели является наличие качественно разнородного, дифференцированного продукта, что определяет сосуществование элементов конкуренции и монополии (так как покупатели предпочитают товары с определенными качествами и готовы платить за них более высокую цену). Наконец, для данной модели характерны неограниченный вход в производство и реализация близких групп товаров, что отличает ее от монополистической модели.