Традиции социальной помощи у народов Российской Федерации

Традиции социальной помощи у татарского народа и других народов Российской Федерации, исповедующих ислам. Ислам в переводе с арабского буквально означает "покорность". Воспитание в исламских традициях предполагает усвоение ребенком с младенчества понимания того, что исламское общество – это одна семья и одно тело, мусульмане в этом обществе подобны органам этого тела, когда один орган чувствует боль, то болит все тело. Этот пример лучше всего отображает исламское общество в наше время.

Главная вероучительная книга ислама – Коран, что буквально переводится с арабского как "чтение". Она состоит из 114 сур (глав). Все они, кроме одной, начинаются со слов: "Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!" Будучи сам милостивым и милосердным, Аллах, требует от правоверных проявлять такие же качества. Причем не просто быть способным к эмпатии, но реально оказывать нуждающемуся бескорыстную помощь.

Уже на ранних стадиях исламизации 4/5 военной добычи шло воинам, 1/5 распределялась между нуждающимися. Принявшие ислам платили в казну халифата только десятину – ушр, тогда как пемусульмане платили более тяжелый налог – харадж (от одной до двух третей урожая) и подушную подать – джизью.

Приветствовалось милосердное отношение не только к людям, но и к животным: наказанию подвергался тот, кто несвоевременно кормил домашних животных и мучил их.

Среди основных обязанностей (столпов) ислама[1] существенное место занимает закят как одна из нравственных категорий, касающихся отношений между людьми. Закят является лучшим свидетельством заботы ислама о социальной справедливости и практического применения этой справедливости в жизни. С помощью закята ислам велит помогать нуждающимся и бедным и призывает заботиться о слабых, вдовах и сиротах.

Закят – это практическое выражение милосердия, взаимопомощи и сочувствия, на которые указал Пророк. Он связан с правами бедных и слабых на часть имущества богатых и состоятельных людей.

Закят приносит мусульманской общине огромную пользу: между богатыми и бедными устанавливаются теплые отношения, потому что люди но природе своей любят тех, кто делает им добро. Бедняки получают возможность удовлетворять свои потребности и избавляются от необходимости унижаться и просить людей о помощи и подаянии.

Выделяют восемь категорий людей, которые имеют право на средства закята: бедный, нищий, назначенный имамом сборщик милостыни и десятины; раб, должник, путник, неверный.

Сформулированы определения для каждой группы нуждающихся. Так, в традициях ислама бедный – тот, кто имеет меньше нисаба (нисаб – некий условный уровень материального состояния). Нищий – тот, кто ничего не имеет. При этом нищему запрещается попрошайничать, пока у него есть хлеб насущный и есть чем прикрыть свою наготу.

Рабы не получают закята на руки: эти средства идут на выкуп рабов, которых освобождают по условиям договора.

Должником считается только тот, кто не будет иметь полного нисаба после выплаты своего долга. При этом отмечалось, что принимать милостыню (садаку) мог только тот человек, который сам не мог ее подавать ввиду своей крайней бедности.

Надо сказать, что пожертвования приветствовались не только в отношении людей. В Сунне определено, что необходимо направлять пожертвования также на устройство мечетей, медресе, колодцев, водоемов, мостов через реки, приютов для неимущих и сирот. В традициях ислама открывать во времена голода бесплатные столовые. Запрещено было подбирать опавшие плоды – их следовало оставлять бедным. Христиане тоже оставляли последний сноп нуждающимся, что также убедительно свидетельствует о сходстве всех религий в их благотворительной деятельности.

Интересным представляется понимание путника и неверного. В определенной степени они выступают как некое парное единство. Путник – это бедняк, "отрезанный на пути Аллаха от родственников". А чужак – путник, отрезанный от своих финансов. Первому помощь оказывается как члену своего сообщества. Второму же, "неверному", закят дается для привлечения в ислам, "для скрепления сердец". Виды собственности (богатство), с которой берется закят:

– скот: входят верблюды, крупный рогатый скот (коровы) и овцы;

– золото и серебро, в том числе в виде лома;

– товары, предназначенные для продажи, такие как масло (зейт), одежда и т.п.;

– металл (минералы) и руда (золотая, серебряная и урановая);

– посевы, плоды.

Условия, при которых обязателен закят:

– достижение половозрелости;

– разум (закят не обязателен для сумасшедшего);

– полное владение имуществом;

– прошествие одного лунного года (с месяца Рамазан до следующего Рамазана) после достижения нисаба;

– отсутствие долга;

– закят не обязателен для неверного, потому что положения исламского законодательства неверному не адресуются.

Предписание каждому правоверному обязательно оказывать моральную и материальную поддержку нуждающемуся единоверцу способствовало сплочению в единой общине представителей многих слоев с различным достатком, порой из разных этнических групп.

Надо отметить особое отношение к побежденным. Согласно Корану мусульманин обязан проявлять гуманное отношение к побежденному. Он должен также прощать обиды, отказаться от получения долга, если должник находится в затруднительном положении, а также помогать не только тому, кто нуждается в помощи, но и тому, кто охвачен благородными устремлениями.

Отношение к маргинальным слоям было достаточно мягким. Это было обусловлено не только требованиями религии, но и социально-экономическими причинами. В Коране говорится, что человек, который избивает своего раба, - плохой, а тот, кто освободил своего раба, искупил вину перед Аллахом. В отношении рабов предписывалось также соблюдать общечеловеческие нормы: кормить той пищей, которую ешь сам, подобно себе одевать и не возлагать на работника непосильный труд.

Очень приветствовалась помощь странствующим, бездомным и больным. Милосердный хозяин часть дома выделял для приема данных категорий нуждающихся. Мусульманину вменялось в обязательном порядке в течение трех дней кормить путника или бедняка. Свыше трех дней он должен был поступать по собственному усмотрению.

Специализированных форм помощи женщине не наблюдается, так как согласно шариату после смерти супруга она оставалась на попечении родственников.

Особую заботу в мусульманских странах проявляли по отношению к детям-сиротам. Они были первыми, кому предоставлялись средства от закята, поскольку Пророк сам был сиротой и на деле знал, каково это. Имущество сирот было неприкосновенным, а покусившийся на него непременно будет гореть в аду. Многочисленные награды от Бога обещаны тому, кто накормит сироту за своим столом и примет участие в его дальнейшей судьбе. Инфатицид, однако, был распространен и у мусульман. Младенцев закапывали в песок родители многочисленного семейства из-за боязни нищеты. Часто попадали под инфатицид девочки: рождение дочери считалось постыдным для настоящего мужчины, особенно если у него вообще не было сыновей. Выжившие младенцы находили приют в мечети и в общине.