Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры

При всех различиях между тоталитаризмом и авторитаризмом существует целый ряд общих для них принципов, норм и ценностей, поэтому мы рассматриваем характерную для них политическую культуру вместе, как единую тоталитарно-авторитарную модель. Одной из существенных особенностей этой модели политической культуры является идея отрицания (в экстремистских вариантах – уничтожения) многих веками складывавшихся традиций духовной культуры (в крайних формах – исторической памяти людей). В рамках рассматриваемой модели политической культуры существовала и идея о кардинальном изменении природы наций и народностей. Провозглашался лозунг о расцвете, сближении и слиянии наций. Предполагалось, что в ходе такой интернационализации жизни благодаря взаимовлиянию и взаимообогащению национальных культур разовьются качественно новые элементы быта и культуры людей (в том числе и политической культуры), несовместимые с прежними традициями, обычаями и т.д.

Следующим признаком тоталитарно-авторитарного сознания и политической культуры является размытость моральных оценок политических действий. Возвращаясь к вопросу о соотношении цели и средств в политике, напомним, что поиск, а тем более утверждение истины силой не имеет ничего общего с моралью, демократией. История XX столетия показала, что существование тоталитарно-авторитарных государств невозможно без их массовой поддержки, без веры подавляющего большинства населения в основные цели и задачи, провозглашенные руководством правящей партии или ее первым лицом. Однако такое положение всегда достигается чисто политическими средствами, которые здесь редко сочетаются с физическим насилием.

Основополагающее место в тоталитарно-авторитарной модели политической культуры занимает господство одной идеологии, пронизывающей все сферы жизни общества, хотя и объединяющей, но вместе с тем и заметно обедняющей их. Согласно такой идеологии жизнь оценивается на основе дихотомии "хорошо – плохо", "добро – зло" и т.п., не позволяет подходить к другим людям с иной меркой, кроме как "друг – враг". Когда такая однобокая идеология овладевает сознанием широкого слоя людей, тогда создаются оптимальные условия для восхождения "торжествующей посредственности" на высочайшие вершины власти. Господство посредственности в политике, других сферах стимулирует и стремление всех рядовых граждан государства к достижению постов, чинов, должностей, при непременном соблюдении установленных канонов, правил, табу. И тогда чинопочитание и отношение к чинам и наградам становятся, по сути дела, обобщающей характеристикой массового сознания в тоталитарно-авторитарных государствах. Место законности в таком случае занимают симпатии и антипатии, связи и другие подобные чисто субъективные критерии отбора достойных, далекие и от законов, и от морали.

Здесь мы невольно коснулись и такой стороны тоталитарно-авторитарной модели политической культуры, как социально-психологические аспекты ее проявления в поведении людей. Характерная для многих институтов государства (аппарат управления, высшие и местные органы власти) политика подбора и расстановки кадров способствует все более широкому распространению в обществе такого явления, как конформизм (приспособленчество). Единственное, что любому конформисту придает сил и уверенности в себе, – отождествление (идентификация) себя с кем-то другим, сильным и авторитетным, или с группой, организацией, в рамках которой он только и может считать себя полноценной личностью. Отсутствие у человека внутреннего стержня, твердости, убежденности в своих знаниях и способностях позволяет делать с ним что угодно и как угодно манипулировать его сознанием и поведением. Явление конформизма опасно для любого общества, для любого рода деятельности, но особенно опасно оно там, где требуется самостоятельность мышления, критический взгляд на вещи, скажем, в науке, политике и т.п.