Лекция 2. Торговое (коммерческое) право как учебная дисциплина

Концепция российского коммерческого права имеет мало общего как с торговым правом развитых государств мира, так и с идеей советского торгового права. Она их не копирует, не развивает, а является новой по существу. Дело в том, что российское коммерческое право имеет иной предмет регулирования, рассчитано на иных субъектов правовых отношений, оно создается в иных экономических, политических, социальных условиях жизни нашего общества, имеет иные цели регулирования.

Предметом коммерческого права является правовое регулирование торговой деятельности.

Торговая деятельность, или, иначе говоря, товарное обращение, в самом общем виде представляет собой совокупность действий людей по продвижению товаров от изготовителей к потребителям. Сразу же возникают вопросы о начальном и конечном пунктах движения товара и об участниках торговой деятельности. Это один из узловых вопросов. Уже здесь коренится принципиальное расхождение позиций, взглядов на коммерческое право. Коммерцию в дореволюционной литературе по торговому права рассматривали исключительно как посредническую деятельность между производителем и потребителем материальных благ.

Так, но мнению Г. Ф. Шершеневича, центральная фигура, основной субъект торговли — это торговец-посредник или посредническая фирма. Применять ли к возникающим отношениям нормы гражданского или торгового права — это зависело от участия в торговых отношениях коммерсанта.

На подобном понимании предмета в существенной степени основывается и современная теория коммерческого права развитых западных стран.

Данная концепция коммерческого права сформировалась в прошлом и не учитывает современных реальностей. Бесспорен тот факт, что товары продают и покупают не только посреднические фирмы. Продавать, причем возможно выгоднее, должна каждая организация, изготовившая товар, иначе она не сможет существовать.

Торговый оборот, как справедливо замечает профессор Б. И. Путинский, начинается не с акта покупки торговцем-коммерсантом партии товара для последующих продаж, как утверждалось в прежней теории торгового права. Торговый оборот начинается с продажи изготовителем произведенного им продукта. Продажа созданного продукта представляет первый и необходимый этап продвижения его к потребителю. Продажа предшествует приобретению товара, а не наоборот. Не будет акта продажи созданных продуктов — не будет рыночных отношений. Таким образом, изучение товарного обращения должно начинаться с действий организаций-изготовителей, реализующих созданный товар, а не с действий торговых посредников.

Вторая особенность отечественного коммерческого права заключается в том, что она формируется в обществе, где одной из основных функций государства является социальная функция. Это означает, что политика его направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Среди множества практических аспектов социальной функции государства одно из первых мест занимает задача организации образцового торгового обслуживания населения, всемерного развития и совершенствования внутренней торговли страны.

Безусловно, потребности человека — это не только предметы личного потребления, вещи. За их пределами есть еще потребности духовного порядка. Однако по открытому К. Марксом закону развития человеческой истории: люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством и т.д.

Обеспечение этих первоочередных потребностей людей осуществляется, как правило, через внутреннюю торговлю. Поэтому в состав коммерческой деятельности следует также включать акты приобретения товара покупателями. Крупнейшая группа приобретателей товара — это розничные торговые организации. Наряду с ними потребителями выступают миллионы различных организаций, использующих материалы, оборудование, инвентарь для своих хозяйственных и предпринимательских целей. Потребителями являются не только производственные, по также многочисленные управленческие, учебные, медицинские, военные и иные организации.

Поэтому предметом российского коммерческого права являются правовые отношения, возникающие между субъектами внутренней торговли страны. А его основу составляет регулирование правоотношений, возникающих в процессе торгового обслуживания юридических лиц, которые осуществляют розничную торговлю, общественное питание и оказывают населению другие услуги. Сюда входит порядок заключения и исполнения договоров розничной купли-продажи, права и обязанности сторон этих договоров, их взаимная ответственность, процесс поступления в продажу необходимых товаров, экономия времени покупателей на приобретение их, защита имущественных и личных неимущественных прав сторон и т.д.

Таким образом, в качестве обязательных участков, т.е. сфер торгового оборота должны приниматься: 1) сбыт производителями-изготовителями своих товаров; 2) деятельность оптовых торговых и иных посреднических звеньев; 3) действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами. Все эти участки, а не одни лишь действия оптовых торговцев составляют ОГЛАВЛЕНИЕ торговой деятельности и предмет регулирования российского коммерческого права.

Однако состояние торгового обслуживания зависит не только от субъектов торговли и потребления, но и от состояния хозяйственных связей торговых организаций с другими отраслями экономики, которые снабжают внутреннюю торговлю товарами, выполняют для нее разнообразные работы и оказывают ей многочисленные услуги. Правоотношения, возникающие в процессе этих связей, — договорные, управленческие, финансовые и другие составляют также важный элемент предмета коммерческого (торгового) права.

К торговым действиям примыкает огромное число вспомогательных и побочных действий (доставка, хранение товаров, привлечение агентов и др.), которые также признаются торговыми, поскольку служат увеличению торговой прибыли. Без большинства таких действий осуществление торговли в современных условиях просто невозможно, вне торговли эти действия утрачивают свое значение. В связи с этим следует отметить особую практическую задачу коммерческого права — правовое содействие становлению российского товарного рынка. Не построив рынок, не создав необходимые основные звенья рыночной системы, нечего пытаться регулировать рыночные отношения.

Следовательно, формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для нормального развития экономики.

В последнее время в пашей стране, как на Западе, юристы активно занимаются законодательством о защите интересов потребителей. Объективная необходимость рассмотрения этих вопросов обусловливается их пограничным положением с проблематикой коммерческого права, важностью учета интересов потребителей не только на всех стадиях продвижения товара, по даже в процессе его производства и потребления.

Нормы частного права, регулирующие эти правоотношения, должны быть согласованы, сбалансированы с нормами публичного права, регулирующими торговое обслуживание (например, застройка населенных пунктов и создание помещений торговых организаций, ответственность изготовителей за качество товаров и т.д.). Сюда следует отнести отношения между государством и субъектами торговой деятельности по регулированию цен (тарифов), соблюдением требований антимонопольного законодательства, защиты конкуренции.

Таким образом, предметом российского коммерческого

права являются правоотношения, складывающиеся между субъектами в сфере:

— продажи изготовителем произведенного им товара;

— торгового обслуживания граждан и юридических лиц;

— хозяйственных связей оптовой торговли с другими отраслями экономики;

— трудовых отношений в торговле, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за правонарушения, связанные с торговлей;

- защиты интересов потребителей;

— управления торговлей со стороны государства и местных органов власти, правового положения торговых организаций и граждан-предпринимателей.

Следовательно, нормы коммерческого права призваны регулировать основную деятельность торговли — торговое обслуживание и все "тылы" торговли, без которых такое обслуживание невозможно.

Коммерческое право имеет несколько методов регулирования, свойственных основным отраслям права, нормы которых применяются для регулирования торговли.

1. Дозволительный метод, основанный на юридическом равенстве сторон, характерный, прежде всего, для гражданского права. Он призван обеспечить экономическую свободу и активность субъектов торговой деятельности. Данный метод подразумевает не только равенство участников коммерческих отношений, но и возможность выбора ими вариантов своих действий. Этот метод находит применение в регулировании торгового обслуживания, хозяйственно-договорных связей с участием торговых организаций.

2. Императивный, властный метод применяется при формировании правовых отношений в области управления торговлей, когда правовые нормы определены законом, другим нормативным актом и обязательны для исполнения субъектами торговли. Он применяется в целях обеспечения как публичных интересов государства, так и для защиты прав потребителей. Коммерсанты обязаны, например, соблюдать установленные законодательством требования в сфере обеспечения безопасности товаров, конкуренции на товарных рынках, лицензирования продажи отдельных видов товаров.

3. Метод координации свойственен тем нормам коммерческого права, которые определяют порядок взаимоотношений между органами управления торговлей с другими отраслями экономики страны: сельским хозяйством, легкой промышленностью, транспортом и др.

4. Метод рекомендации проявляется в нормах коммерческого права, когда они применяются субъектами торговой деятельности в случае их эффективности в определенной ситуации и носят диспозитивный, рекомендательный характер. Это примерные хозяйственные договоры, учредительные и другие внутренние документы торговой организации.

5. Метод принуждения проявляется в правоотношениях, связанных с применением дисциплинарных, административных и уголовных санкций за проступки и преступления, возникающие при нарушении правил торгового обслуживания.

Многообразие методов правового регулирования является естественным свойством комплексной отрасли права. Они призваны обеспечивать рациональное воздействие экономической, организационно-административной и политической природы на формирование эффективного и цивилизованного торгового обслуживания потребностей граждан, юридических лиц и экономики страны в целом.

Таким образом, коммерческое право — это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, которые регулируют торговые отношения и тесно связанные с ними, в том числе некоммерческие отношения, складывающиеся в процессе торговой деятельности. Эти правоотношения возникают также в процессе управления торговлей и организации труда работников, в целях повышения эффективности, качества и культуры торгового обслуживания.

Как видим, внутренняя торговля страны, как отрасль экономики, состоит из многогранных правовых отношений. Торговля весьма специфична и по своему составу, и по характеру деятельности, и по системам ее взаимосвязей. Ни один закон, ни один учебник по основным (фундаментальным) отраслям права не в состоянии отразить эту специфику торговли. А она нуждается в правовом регулировании, в изучении в учебном процессе. Такую функцию и призвано взять на себя коммерческое право.