Торгово-экономические отношения с Российской Федерацией

В этих условиях особую актуальность приобретает российско-африканское сотрудничество в торговой и инвестиционной сферах, в первую очередь в сырьевой и топливной, где между Россией и странами Африки складываются сложные отношения сотрудничества и конкуренции. Россия заинтересована в Африке как в поставщике многих видов сырья и, одновременно, выступает конкурентом последней на мировом рынке энергетических ресурсов. Укрепление позиций России и африканских государств в мировой экономике XXI в. во многом будет зависеть от того, смогут ли Россия и Африка объединить усилия и использовать благоприятную ситуацию на мировых сырьевых и топливных рынках как для модернизации национальных экономик, так и для укрепления собственных национальных интересов в сырьевой области и отстаивания их. Только в этом случае и Россия, и Африка будут выступать уже не просто как поставщики сырьевых ресурсов, а как ведущие игроки па скудеющем мировом рынке сырья, к которому во все большей мере начинают быть применимы законы "экономики дефицита".

Для реалистической оценки места Африки во внешней политике России стоило бы отметить следующее: ни в настоящее время, ни в ближайшем будущем нашу страну нельзя считать одним из главных действующих лиц на африканской сцене. В качестве примера: товарооборот Китая с ЮАР и Анголой в 2011 г. составлял примерно по 26 млрд долл., России – примерно 0,6 млрд долл, с ЮАР и 0,05 млрд долл. – с Анголой.

Но если учитывать наши отраслевые интересы и выигрышные позиции в некоторых странах континента, то даже в ближайшие годы необходимо наращивать усилия на африканском направлении, не говоря о долгосрочной стратегии.

С этим связан еще один фактор, диктующий необходимость усиления экономического присутствия России на Африканском континенте. Он может сыграть важную роль в долгосрочной поддержке диверсификации российской экономики, "облагораживании" структуры ее экспорта путем формирования устойчивых гарантированных рынков сбыта промышленной продукции российского производства.

В самой Африке в минувшие два десятилетия именно африканские страны к югу от Сахары (АЮС) стали зоной, которая по темпам развития, роста роли и влияния в мировой экономике и политике стремительно начала приближаться к "восходящим" странам с развивающейся рыночной экономикой, в частности БРИКС. Ряд зарубежных аналитических структур исходят из того, что с точки зрения перспективной инвестиционной привлекательности для стран Запада Африка начинает постепенно превосходить Китай и Индию. По прогнозам Всемирного банка континент может быть "на грани экономического взлета так же, как Китай 30 лет назад и Индия 20 лет назад". Представления минувших десятилетий об Африке как о континенте бесперспективной отсталости и тотальной бедности более не соответствуют действительности. Накопленное отставание еще велико, однако Африка в целом, и в особенности Африка южнее Сахары, начинает постепенно наверстывать упущенное.

Авторитетное международное рейтинговое агентство Standard & Poor's включает в свой список привлекательных для инвестирования рынков, относящихся к категории Frontier Emerging Markets (всего 37 государств), наряду с такими странами как Словения, Словакия, Казахстан, Кипр, Эстония, ОАЭ, 8 стран АЮС – Ботсвану, Кот д'Ивуар, Гану, Кению, Маврикий, Намибию, Нигерию, Замбию.

Африка (в целом), но имеющимся прогнозам, начиная с 2030-х гг. превратится в главный и почти эксклюзивный по важности глобальный стратегический резерв источников сырья. Речь, в первую очередь, идет о тех его видах, которые имеют военно-стратегическую значимость и незаменимы в оборонных технологиях XXI в. Уже сейчас по некоторым видам цветных и редких металлов, без использования которых технологически невозможен выпуск, например, авиационных двигателей бомбардировщиков дальней авиации, зависимость ВПК США от импорта из некоторых стран АЮС (ДРК, Зимбабве, Танзания) превышает 50%, а по кобальту – 75%.

На этом фоне перед Россией как глобальной державой, претендующей на роль экономического центра притяжения мировой значимости, стоит задача обозначить свое место и защитить свои интересы в Африке. До середины 1980-х позиции нашей страны на континенте были весьма прочными. Несмотря на распространенные в годы перестройки клише и мифологемы, советско-африканское сотрудничество приносило вполне ощутимую и достаточно крупную выгоду и колоссальные политические, дипломатические, военные и информационные дивиденды. Эти позиции были во многом утрачены в 1990-х гг. и только сейчас постепенно начинают восстанавливаться. Их воссоздание связано и идет параллельно с восстановлением экономики России, которая, как будет показано ниже, остро нуждается во многом из того, что может дать Африка.

Российские компании, как частные, так и с государственным участием вынуждены заново открывать для себя Африку южнее Сахары. При этом они испытывают немало трудностей на незнакомых рынках и в условиях, когда конкуренты пытаются затруднить восстановление хотя бы части утраченных россиянами позиций.

В складывающихся условиях возрастает значение государственной поддержки политическими, дипломатическими и иными средствами, в особенности средствами государственной внешнеэкономической политики коммерческих и инвестиционных усилий российского бизнеса в АЮС. Создание и функционирование специализированных финансовых институтов, в задачи которых будет входить оказание разнообразной квалифицированной и эффективной поддержки российским инвестициям в АЮС, являются, таким образом, назревшим приоритетом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации не только в регионе, но и в формирующейся новой модели мирового экономического развития.

Для российской стороны кризис осложнил работы по ряду имевшихся направлений сотрудничества со странами Африки, но при этом открыл определенные новые горизонты. Следует внимательней отнестись к среднесрочным перспективам сотрудничества, возможно, отказавшись от погони за внешне привлекательными "ближними целями". По сути, единственной главной задачей заинтересованных отечественных структур в регионе пока что должно стать противодействие превращению его в эффективную альтернативу российским источникам сырья и, что еще более вероятно, в эффективное орудие шантажа и давления на российскую сторону. Для этого должна быть разработана система мер долгосрочного и самоподдерживающего российского присутствия и, самое главное, влияния в регионе. Эти меры должны опираться на материально-техническую базу российской собственности, экономические технологические связи африканских стран, компаний, персонала с Россией и личные контакты, связи и интересы влиятельных представителей африканской общественности. На последующих, возможно, и не столь отдаленных этапах преодоления последствий кризиса и наращивания промышленного экспорта из России экономическое сотрудничество со странами Африки может внести существенный вклад в преодоление сырьевого характера специализации российской экономики в международном разделении труда.