Торговля США - ЕС

Для США европейский рынок, и в особенности рынок 15 стран Европейского союза, имеет важнейшее экономическое значение. Объединенная Европа была главным партнером США в XX в., таковой она останется и в XXI столетии, несмотря и на существующие, и на, вполне вероятно, рождающиеся новые торгово-экономические противоречия, а также политику диверсификации торгово-экономических связей, проводимых и Америкой, и Евросоюзом. На Западную Европу приходится около 25% всего торгового экспорта США (и более 18% американского импорта). В торговле индустриальных стран, как известно, преобладает товарная группа "готовые изделия", на примере американско-европейской торговли эта характеристика проявляется наиболее рельефно. Заметим также, что европейские компании ввозят в Америку и большие объемы сталелитейной и металлургической продукции, по поводу этой товарной группы в 2003 г. началась чуть ли не торговая война, закончившаяся вынужденным отступлением США под угрозой введения жестких ответных санкций.

Торговые отношения между США и Японией

Одним из наиболее уязвимых экспортных рынков Соединенных Штатов традиционно являлась Япония, в торговле с которой США постоянно имели крупный торговый дефицит. В течение 1960-1980-х гг. проблема дефицита в торговле США выступала главным раздражителем отношений политических деловых кругов обеих стран. В 1990-е гг. Япония также экспортировала товары в Соединенные Штаты на десятки миллиардов долларов, что превышало импорт из США. В результате отрицательное сальдо для США в торговле с Японией стало обычной практикой. Но острота этих противоречий в последние годы несколько спала, поскольку и "разрыв" стал меньше, да и позиции Японии, которые она занимала на протяжении предыдущих десятилетий в торговле с США, перехватывает Китай.

КНР в двусторонней торговле с США имела положительное сальдо в размере более 40 млрд долл. в среднегодовом измерении в 1995-1999 гг. и более 90 млрд долл. в среднем в 2000-2005 гг. (в 2004 г. - более 120 млрд долл., в 2005 г. - 140 млрд долл.; для сравнения: Япония имела 70 млрд долл. в 2005 г.). Таким образом, как бы ни развивалась экономика Японии, быстрыми или медленными темпами, ее положительное сальдо в двусторонней торговле с США является устойчивой и давней тенденцией, определившейся еще в 1970-е гг. В силу этого издавна существующие торгово-экономические противоречия между двумя ведущими экономическим державами мира имеют постоянный характер, они всего лишь временно затухают, чтобы снова вспыхнуть по какому-то конкретному поводу в области двусторонней торговли.

В борьбе со своими торговыми партнерами США часто прибегают к использованию классических методов протекционизма. Указанные подходы широко использовались США в торговых переговорах не только с Японией, но и со странами Латинской Америки и Европейского союза. В последние годы эти же методы практикуются и в торговых отношениях с развивающимися странами, корпорации которых стали проникать на внутренний рынок США.

Торговые отношения США и Канады

Двусторонняя американо-канадская торговля традиционно занимает настолько важное место, что постоянно требует к себе внимания. И дело не только в абсолютных размерах торговли. Эта торговля между двумя странами имеет свои особенности. Во-первых, подавляющая часть экспорта-импорта в обоих направлениях - это продукция, производимая на дочерних предприятиях американских компаний в Канаде или международных корпорациях в Канаде, а частично и в США. Во-вторых, канадскую промышленность в определенной степени можно рассматривать как естественное продолжение американской промышленности.

В результате процессы экономической интеграции на континенте имели глубокий характер еще в 1950-е гг. При этом главной движущей силой интеграции выступало не государство (как в Западной Европе), а крупные корпорации, т.е. здесь развивалась частномонополистическая форма интеграции. Поэтому основная доля как экспорта, так и импорта двух стран приходится на готовые изделия (машинно-техническую продукцию), оборудование (более 80%); на продукты сельского хозяйства приходится менее 5%.

Интеграционные поставки существенно затрагивают и топливо. Западные провинции Канады (провинция Альберта), где добывается нефть, поставляют ее в восточные районы США, расположенные вблизи границы; в то же время промышленные центры провинций Канады - Квебека и Онтарио снабжаются нефтью и топливом с территорий США. Такая территориальная специализация, продиктованная территориальным размещением минеральных ресурсов и промышленных центров, дает преимущества обеим странам.

Торговые отношения США и Китая

Торговля между двумя странами в последние 10-15 лет возрастала стремительно и превратилась в весьма серьезный фактор как для американского, так и для мирового товарного рынка. На американский рынок поступают китайский шелк, текстильные товары, одежда, игрушки, фарфоровая посуда, изделия электроники и т.д.

В обратном направлении, из Америки в Китай, поступают грузовые и легковые машины, строительная техника, сложное технологическое оборудование, станки, системы связи и т.д. США поддержали вступление Китая в ВТО, рассчитывая, что либерализация его внутреннего рынка позволит американским корпорациям проникнуть на китайский рынок и здесь начать торговое контрнаступление. Действительно, Китай выполнил большую часть условий и правил ВТО. Но американские корпорации, как и фирмы других развитых стран, получив возможности действовать на китайском внутреннем рынке, не смогли изменить ситуацию в пользу США (в части торговли). По-видимому, им сложно адаптироваться к китайскому рынку, на котором действует огромное число мелких и средних фирм, с характерной для них мобильностью, гибкостью маневра, в рыночной тактике, с низким уровнем затрат на заработную плату и инфраструктуру, что обеспечивает им высокую конкурентоспособность. В результате китайский поток товаров неудержимо накатывается на американские рынки, внушая определенное беспокойство конкурентам (но не потребителям), что получает отражение в умонастроениях правящих кругов страны.

Вопросы двусторонней американо-китайской торговли были предметом различных переговоров между представителями правительств двух стран в последние годы, но ощутимых результатов они не дали.