Торговля людьми без цели обращения в рабство

Международное сотрудничество государств в сфере борьбы с торговлей людьми началось с Декларации о прекращении торговли неграми, принятой на Венском конгрессе 1815 г., и до конца XIX в. такое сотрудничество осуществлялось в рамках борьбы с работорговлей.

В начале XX в. происходит осознание необходимости запрещения как работорговли, так и самого рабства[1]. Одновременно с этим внимание международного сообщества привлекает проблема пресечения продажи женщин и детей без цели обращения их в рабство, а преимущественно для занятия проституцией.

Однако принятые Международный договор о борьбе с торговлей белыми рабынями от 18 мая 1904 г., Международная конвенция о борьбе с торговлей белыми рабынями от 4 мая 1910 г., Международная конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми от 30 сентября 1921 г., Международная конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами от 11 октября 1933 г. и Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г. (далее также – Конвенция 1949 г.) не содержали определения понятия торговли людьми. Более того, первое официальное упоминание в международно-правовом акте термина "торговля людьми" вне зависимости от их пола и возраста имело место в Конвенции 1949 г., которая, как следует из ее преамбулы, объединяет в себе вышеуказанные акты.

Несмотря на то что понятие "торговля людьми" вынесено в название Конвенции 1949 г., в содержательном плане она подробно рассматривает вопросы противодействия проституции, а не торговле людьми[2]. В связи с этим Л. Н. Галенская отмечала несоответствие названия и содержания указанного документа[3].

До 2000 г. отсутствовал международный договор, устанавливающий преступность торговли людьми, совершаемой без цели обращения их в рабство, или эксплуатации проституции, и определяющий состав такого деяния.

В 2000 г. были приняты Конвенция ООП против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (далее также – Палермский протокол), вступившие в силу для России 25 июня 2004 г. В преамбуле государства – участники Палермского протокола заявляли, что для принятия эффективных мер по предупреждению торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и борьбе с ней необходим всеобъемлющий международный подход в странах происхождения, транзита и назначения, включающий меры, направленные на предупреждение такой торговли, наказание занимающихся ею лиц и защиту жертв такой торговли, в том числе путем защиты их международно признанных прав человека. Протокол принимался, учитывая то обстоятельство, что, несмотря на существование целого ряда международных документов, содержащих нормы и предусматривающих практические меры по борьбе с эксплуатацией людей, особенно женщин и детей, не имеется универсального документа, в котором затрагивались бы все аспекты торговли людьми.

Тем самым признавался международный, транснациональный характер торговли людьми, а государства-участники подчеркивали необходимость международного сотрудничества в борьбе с этими преступлениями.

Целями заключения Палермского протокола согласно его ст. 2 являются: а) предупреждение торговли людьми и борьба с ней при уделении особого внимания женщинам и детям; b) защита и помощь жертвам такой торговли при полном уважении их прав человека; с) поощрение сотрудничества между государствами-участниками в достижении этих целей.

В соответствии со ст. 3 Палермского протокола:

"а) “торговля людьми” означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов;

b) согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию, о которой говорится в подпункте (а) настоящей статьи, не принимается во внимание, если было использовано любое из средств воздействия, указанных в подпункте (а);

c) вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации считаются “торговлей людьми” даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо из средств воздействия, указанных в подпункте (а) настоящей статьи;

d) “ребенок” означает любое лицо, не достигшее 18-летнего возраста".

Часть II Палермского протокола определяет порядок оказания помощи жертвам торговли людьми и их защиты.

Часть III Палермского протокола посвящена предупреждению торговли людьми и сотрудничеству в этой области государств-участников.

Необходимо отметить, что несмотря на наличие согласованного на международном уровне определения рассматриваемого понятия, отождествление торговли людьми с рабством и работорговлей получило широкое распространение в связи с активным использованием в ряде документов ООН и научных публикаций. К примеру, торговлю людьми нередко называют современной формой рабства[4], новой формой рабства[5], современным рабством[6], проявлением рабства в современных условиях[7], работорговлей нового типа[8], современной (повой) формой сходной с рабством практики[9].

В связи с этим необходимо проанализировать соотношение понятия торговли людьми и смежных правовых понятий (рабство, работорговля и др.)[10].

Понимание рабства в международном праве не изменилось с момента подписания Конвенции относительно рабства 1926 г., о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что именно оно было взято за основу при разработке категориального аппарата Римского статута МУС[11], содержащего определение понятия "порабощение", которое означает осуществление любого или всех правомочий, связанных с правом собственности в отношении личности, и включает в себя осуществление таких правомочий в ходе торговли людьми и, в частности, женщинами и детьми.

Если в отношении жертвы торговли людьми осуществляется любое или все правомочия, связанные с правом собственности в отношении личности, и действия виновных удовлетворяют установленным в ст. 7 Римского статута МУС признакам широкомасштабности и систематичности, характеризующим преступление против человечности, то в этом случае такие действия следует квалифицировать как порабощение. Полное и безусловное же отождествление торговли людьми с порабощением или рабством недопустимо.

Несмотря на тесную связь рабства, порабощения, работорговли и торговли людьми, последняя форма представляет собой самостоятельное конвенционное преступление, согласованное международно-правовое определение которого содержится в ст. 3 Палермского протокола. Сочетание принудительного перемещения и последующей эксплуатации жертв как отличительный признак торговли людьми делает некорректным ее полное и безусловное отождествление с такими преступлениями международного характера, как рабство и работорговля, и иными смежными деяниями[12].

М. А. Кауфман полагает, что Палермский протокол дает недостаточно точное определение торговли людьми. Протокол делает упор на цель эксплуатации как на обязательный признак такой торговли и не признает преступлением куплю-продажу людей с отличной от эксплуатации целью (например, с целью усыновления ребенка, воспитания его как своего, использования как жертвы вооруженного конфликта и т.д.). Однако данное положение не полностью отражает специфику подобных преступлений. Несомненно, торговля людьми (особенно женщинами и детьми) в целях эксплуатации составляет большое количество таких преступлений, но все же не ограничивается целью эксплуатации жертвы. Например, если жертвой торговли становится новорожденный ребенок, то возможность установления цели его эксплуатации представляется весьма ничтожной[13].

Международный пакт о гражданских и политических правах, подтверждая принципы, заложенные во Всеобщей декларации прав человека, провозгласил, что никто не должен содержаться в подневольном состоянии и никто не должен принуждаться к принудительному труду.

Международное право исходит из необходимости установления повышенных гарантий безопасности детства, в том числе от практики торговли детьми.

По мнению О. И. Тиунова, правовая защита детей в настоящее время получила свое развитие[14].

Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. определяет, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме (абз. 1 принципа 9).

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. в ст. 35 провозгласила: "Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме".

Учитывая возрастные факторы уязвимости в контексте проблемы торговли людьми и развивая положения Конвенции о правах ребенка, обязывающей государства принимать все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме, в 2000 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии[15], содержащий определение торговли детьми, – это любой акт или сделка, посредством которых ребенок передается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое иное возмещение (ст. 2).

Исходя из данного определения и определения Палермского протокола в отношении детей, можно сделать вывод о том, что понятия "торговля людьми" и "торговля детьми" в международном праве различаются.

В связи с этим знаковой является позиция, выраженная в замечаниях Комитета по правам ребенка по выполнению Аргентиной названного Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка: "Хотя торговля детьми сходна с торговлей людьми, эти два понятия нс являются идентичными, и для всестороннего выполнения положений о торговле детьми, содержащихся в Факультативном протоколе, государство-участник должно обеспечить, чтобы его законодательство включало конкретные положения о торговле детьми, как это предусмотрено Факультативным протоколом"[16].

Рассматриваемым Факультативным протоколом предусмотрены стандарты защиты несовершеннолетних от практики торговли детьми, совершенной в любых целях и в любой форме, как внутригосударственной, так и транснациональной; совершенной как организованными преступными группами, так и вне связи с ними.

Международное право уделяет значительное внимание защите интересов женщин, в том числе от преступлений связанных с торговлей людьми.

В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г.[17] (ст. 6) подчеркивается, что государства-участники принимают все соответствующие меры, включая законодательные, для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин.

Состоявшаяся в 1993 г. Всемирная конференция по правам человека приняла Венскую декларацию[18], в п. 18 которой указывалось: "Права человека женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества.

Насилие по признаку пола и все формы сексуального домогательства и эксплуатации, включая те из них, которые проистекают из культурных предрассудков и незаконной международной торговли женщинами, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и должны быть искоренены".

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод провозглашает, что никто не должен привлекаться к принудительному труду. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Совет Европы в 2005 г. разработал принципиально новый международно-правовой документ – Конвенцию Совета Европы о противодействии торговле людьми[19], направленную на усиление международного сотрудничества, предотвращение случаев торговли людьми, преследование в уголовном порядке виновных, оказание помощи жертвам и создание механизмов по контролю за выполнением обязательств, принятых государствами, подписавшими и ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция, которую по состоянию на октябрь 2014 г. ратифицировали 46 государств, открыта также и для неевропейских государств, поскольку в деле сотрудничества в области борьбы с торговлей людьми необходимо учитывать наличие разветвленных сетей международных преступных связей в странах, в которых людей похищают, через которые перевозят и в которые их поставляют. Максимально возможное участие государств всех регионов мира в этой Конвенции создает возможность решения проблемы торговли людьми в мировом масштабе.

Целями этой Конвенции в соответствии со ст. 1 являются: предупреждение торговли людьми и борьба с ней при обеспечении равенства между мужчинами и женщинами; защита основных прав человека жертв торговли людьми и разработка всеобъемлющей основы для защиты жертв и свидетелей, обеспечение эффективного расследования и привлечения к ответственности виновных; содействие международному сотрудничеству в области борьбы с торговлей людьми.

В Государственном докладе о положении детей в Российской Федерации – 2010[20], подготовленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, указано: "В соответствии с утвержденным Планом действий Правительства Российской Федерации осуществляется разработка проектов федеральных законов, необходимых для обеспечения готовности присоединения Российской Федерации к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (от 25 мая 2000 года), Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми (от 16 мая 2005 года) и Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений[21]".

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, и Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений Российская Федерация ратифицировала 7 мая 2013 г. соответственно Федеральными законами № 75-ФЗ и № 76-ФЗ. Логично предположить, что Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми от 16 мая 2005 г. Вперед на очереди.

Важной для эволюции принципов противодействия торговле людьми стала деятельность Международной организации труда, созданной в 1919 г. но Версальскому договору в качестве автономного учреждения, связанного с Лигой Наций. Соглашение об установлении связи между МОТ и ООН было утверждено 14 декабря 1946 г., и она стала первым специализированным учреждением, связанным с ООН.

Конвенция № 29 МОТ "О принудительном или обязательном труде" от 28 июня 1930 г.[22] направлена на упразднение применения такого труда во всех его формах в возможно короткие сроки. Термин "принудительный или обязательный труд" обозначает "всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг" (п. 1 ст. 2 данной Конвенции).

Конвенция № 105 МОТ "Об упразднении принудительного труда" от 25 июня 1957 г. дополнила Конвенцию № 29 обязанностью стран- участниц упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:

"а) в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

b) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

c) в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;

d) в качестве средства наказания за участие в забастовках;

e) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания".

СССР в Конвенции № 105 не участвовал, Российская Федерация ратифицировала ее Федеральным законом от 23 марта 1998 г. № 35-ΦЗ.

Торговля людьми признана международным сообществом в качестве тяжких транснациональных преступлений против личности. Практически все международные нормативные документы устанавливают в качестве цели введения в национальное уголовное законодательство практики строгих наказаний за рассматриваемое преступление.

Однако, несмотря на наличие значительного числа международно-правовых документов, проблема торговли людьми полностью не решена. Данное явление существует, видоизменяется, получив, к сожалению, широкое распространение в мире, в том числе и на территории бывшего СССР.

Международное сообщество накопило большой законодательный и практический опыт борьбы с торговлей людьми. Вместе с тем некоторые проблемы законодательного регулирования борьбы с работорговлей на международном законодательном уровне остались нерешенными. Отдельные международные документы устарели, используемые в них термины и определения требуют уточнения и корректировки.