ТНК и формирование международного производства

ТНК по мере непрерывного возрастания их позиций в мировой экономике формируют мощный сектор международного производства. Анализ показывает, что этот сектор, во-первых, имеет индекс роста, превышающий рост мировой экономики, во-вторых, подвергаясь циклическим колебаниям, он, тем не менее, не опускается ниже +1,5 пункта (за период с 1982 по 2007 г.). Лишь мировой кризис снизил показатель его роста: с 47,2% в 2006 г. до 29,9% в 2007 г.; тем не менее рост, как видим, сохраняется и в условиях глобального кризиса, хотя снизились его темпы. Данные табл. 14.1 показывают, что в 2010–2011 гг. все основные компоненты международного производства стали устойчиво возрастать: приток ПИИ, объемы зарубежных продаж ТИК, экспорт финансов и общий объем активов ТНК составили 82 трлн долл.

Международное производство является важнейшим рычагом мощного усиления процессов интернационализации факторов производства, формирования международного их характера. Поясним: термин "международное производство" относится к тем товарам и услугам, производство которых осуществляется и контролируется компаниями, расположенными в других странах (ТНК). Контроль за производством в этих странах (принимающие страны) может осуществляться либо через покупку минимального пакета простых акций, что означает право на владение минимальной долей основных средств предприятий, которые непосредственно занимаются изготовлением продукции, либо на основе соглашений (без покупки акций), в которых предусматривается осуществление этого контроля. Контроль за производством, а также участие в управлении предприятием, расположенным за границей (иностранным филиалом), посредством капиталовложений или на основе заключенных соглашений и характеризуют международное производство (табл. 14.5).

Таблица 14.5

Распределение и темпы роста прямых иностранных инвестиций но секторам, 2011 г.

Сектор промышленности

Распределение инвестиций

Темпы роста

2011 г. по сравнению с 2010 г.

2011 г. по сравнению с докризисным периодом (2005–2007 гг.)

Всего

100

15

-12

Основное

14

46

50

Горная промышленность, разработка карьеров и добыча нефти

14

51

53

Производство

46

7

-1

Продукты питания, напитки и табак

6

18

40

Уголь, нефть, ядерное топливо

4

-37

-30

Химикаты и химические продукты

10

65

25

Электрическое и электронное оборудование

5

-8

-26

Автомобильный транспорт и транспортное оборудование

6

-15

10

Услуги

40

15

-31

Электричество, газ и водоснабжение

8

43

6

Транспорт, складирование и средства сообщения

8

38

-31

Финансовые операции

6

13

-52

Бизнес услуги

8

8

-33

Источник: UNCTAD. World Investment Report, 2012. P. 10.

ПИИ в мировом секторе услуг возрос в 2011 г. на 15% (570 млрд долл.); финансовый сектор показал рост в 13% (80 млрд долл.). Рост нефинансового сектора в основном был связан с притоком ПИИ в городские электросети, газо- и водоснабжение, а также транспорт и другие коммуникации.

В то же время приток ПИИ в горнодобывающую и обрабатывающую отрасли промышленности был достаточно интенсивным (табл. 14.5). Продолжающийся в ЕС финансовый кризис ослабил потоки ПИИ в банковский сектор, а также инфраструктуру предпринимательства (business services), в этих отраслях в 2011 г. было зафиксировано серьезное падение притока ПИИ (-52 и -33 пунктов).

Таблица 14.6

Отдельные показатели ПИИ и международного производства, 1990–2011 гг. (стоимостной объем в текущих ценах, в млрд долл.)

Показатель

1990

2005- 2007 гг. (средний кризисный показатель)

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Приток ПИИ

207

1473

1198

1309

1524

Отток ПИИ

241

1501

1175

1451

1694

Объем ввезенных ПИИ

2081

14 588

18 041

19 907

20 438

Объем вывезенных ПИИ

2093

15 812

19 326

20 865

21 168

Доходы от ввезенных ПИИ

75

1020

960

1178

1359

Доходность ввезенных ПИИ

4,2

7,3

5,6

6,3

7,1

Доходы от вывезенных ПИИ

122

1100

1049

1278

1470

Доходность вывезенных ПИИ

6,7

7,2

5,6

6,4

7,3

Трансграничные СиП

99

703

250

344

526

Объем продаж

зарубежных

филиалов

5102

20 656

23 866

25 622

27 877

Добавленная

стоимость

(производство)

зарубежных

филиалов

1018

4949

6392

6560

7183

Совокупные активы зарубежных филиалов

4599

43 623

74 910

75 609

82 131

Экспорт зарубежных филиалов

1498

5003

5060

6267

7358

Занятость в зарубежных филиалах (тыс. чел.)

21 458

51 593

59 877

63 903

69 065

Для справки:

ВВП

22 206

50 411

57 920

63 075

69 660

Валовое накопление основного капитала

5109

11 208

12 735

13 940

15 770

Поступления в виде роялти и лицензионных платежей

29

156

200

218

242

Экспорт товаров И услуг

4382

15 008

15 196

18 821

22 095

Источник: UNCTAD. World Investment Report, 2012: Towards a New Generation on Investment Policies. N. Y.; Geneva, 2012. P. 24.

Последние изменения в политике. Текущие тенденции в инвестиционной политике в целом характеризуются дальнейшей либерализацией и упрощением процедур осуществления иностранных инвестиций. В то же время активизировались и усилия по регулированию иностранных инвестиций в интересах достижения целей государственной политики (например, защиты окружающей среды, борьбы с нищетой и/или по соображениям национальной безопасности). Такая раздвоенность в политике и политическое стремление изменить баланс прав и обязательств государства и инвесторов прослеживаются на уровне и национальной, и международной политики, при этом акценты смещаются в сторону роли государства. Происходит дальнейшее расширение системы международных инвестиционных соглашений (МИС), и предпринимаются попытки обеспечить сбалансированность и внутреннюю согласованность режима МИС. Кроме того, в процессе разработки инвестиционной политики наблюдается стремление отразить более тесное взаимодействие инвестиционной и других форм политики, в том числе политики, касающейся более общих экономических, социальных и экологических вопросов.

Сочетание либерализации с государственным регулированием. Инвестиционные режимы стран продолжают становиться более благоприятными для иностранных инвестиций, вместе с тем правительства все чаще подчеркивают значение регулирования. С одной стороны, странам нужны ПИИ, а с другой стороны, кризис заставляет их волей- неволей отказываться от прежней либертарианской политики, проводившейся под лозунгом: "Никакого государственного вмешательства!" Из 102 выявленных в 2009 г. новых мер национальной политики в области иностранных инвестиций большинство (71), считают авторы Доклада ЮНКТАД-2010, были ориентированы на дальнейшую либерализацию и поощрение иностранных инвестиций. Это служит подтверждением того факта, что глобальные экономические и финансовые потрясения пока не привели к усилению протекционизма в инвестиционной сфере. Принятые меры включали, в частности, либерализацию доступа к ранее закрытым секторам, либерализацию режима приобретения земельных участков, ликвидацию монополий и приватизацию государственных предприятий. Меры по поощрению и упрощению процедур предусматривали в первую очередь создание налогово-бюджетных и финансовых стимулов для поощрения ПИИ в конкретных отраслях или регионах, включая специальные экономические зоны; упрощение процедур проверки; упрощение процедур утверждения; ускорение процедур выдачи разрешений на реализацию проектов. В интересах улучшения делового климата в ряде стран, в частности в развитых странах и развивающихся странах Африки и Азии, были также понижены ставки налогообложения корпораций. В целом страны придерживаются тех общих условий, которые были выработаны в предыдущие годы и способствуют притоку ПИИ.