Типы политических систем

Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек (диктатор), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная, или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая (рис. 11).

Еще Аристотель в своей "Политике" предложил три критерия дифференциации политических систем: 1) число граждан, участвующих в принятии решений; 2) наличие или отсутствие правовых ограничений; 3) преобладающая черта правящего класса. На этой основе он выделил "нормальную" и "коррумпированную" системы. К первой относятся монархия, аристократия и демократия в условиях правопорядка (государства); ко второй – тирания, олигархия и мажоритарная демократия (без ограничений).

В отечественной философской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответствен-

Рис. 11. Классификация политических систем

но с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы.

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

• Политические системы англо-американского типа характеризуются секуляризованной (т.е. светской) политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

• Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

• Континентально-европейские системы (имеются в виду политические системы, сложившиеся во Франции, Германии и Италии; страны Скандинавии занимают промежуточный характер между европейско-континентальной и англо-американской системами). Для них характерно взаимодействие элементов старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности. Партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм. Представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

Классификация политических систем необходима для сравнительного политического анализа нескольких систем, выявления общего и особенного в их структуре, функциях и механизмах функционирования.

Функции политической системы

Согласно Т. Парсонсу, все социальные системы должны удовлетворять четырем требованиям:

а) система должна соответствовать своей "модели", особенно в аспекте управления и контроля над обществом;

б) она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней средой и другими системами;

в) она должна интегрировать свои функции и задачи, т.е. определять отношения между составляющими ее элементами;

г) имея конкретные цели, система должна делать все для достижения этих целей.

В связи с этим основными функциями политической системы как единого целого является:

1) определение целей и задач общества, выработка про- грамм деятельности в соответствии с интересами граждан страны. Цели могут быть: а) ближайшими, промежуточными и конечными (по времени осуществления); б) экономическими, социальными, политическими, идеологическими (по содержанию). Бесцельная политика – это кризис развития общества;

2) мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на осуществление его целей и задач;

3) укрепление единства общества;

4) распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;

5) урегулирование конфликтов. Любая политическая инстанция, обладающая монополией на законное принуждение, порождена необходимостью справляться с конфликтами.

Функционирование политической системы затрагивает вопросы, касающиеся управления. Кто должен управлять? Каким должно быть управление? Каковы законные пределы государственных усилий? В связи с этим оценка политической системы должна проводиться с учетом законных границ деятельности правительства, т.е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительствами, и моделей их распределения.