Типы мировоззрения

В истории человеческой культуры сложились различные типы мировоззрений: художественно-образное, мифологическое, религиозное, научное, философское.

Художественно-образное мировоззрение

Феномен прекрасного, который раскрывает искусство, представляется одной из самых ясных и очевидных сторон человеческого опыта. Он вырабатывает своеобразный взгляд на мир, выстроенный по законам красоты. Но как все-таки возникло ощущение красоты, как оно создало целостное видение окружающего? Как человек обрел этот благословенный дар? Поначалу думали, что это связано с человеческой способностью к подражанию. Человек – существо, видящее себя в этом мире. Знаете ли вы, что даже обезьяна никак не реагирует на свое изображение в зеркале? Сознание – это способность отделить себя от окружающей природы, противопоставить себя ей как нечто активное и увидеть себя в этом качестве.

В лабиринтах пещер, едва освещенных коптящим пламенем факела или костра, древний человек исцарапанным, натруженным пальцем рисовал! Для чего? Какая польза от того, что ты прорежешь на камне кремневым ножом изображение мамонта, что проку в том, что ты изобразишь существо, себе подобное, нарисуешь себя самого? Это бесцельное и бесплодное как будто занятие стало уделом разумного существа с того самого мгновения, когда разум в нем только забрезжил.

Человек шествовал через века, неуклонно ускоряя шаг, и вместе с ним шагали художники, странные люди, которые неожиданно – после битвы или во время чумы – отходили в сторону и, наклонившись над лужей, принимались изучать собственный облик, как будто именно в нем могли они отыскать разрешение невероятных загадок, которые человечеству предлагала судьба. И – странная вещь! – то несущественное по сравнению с массой событий, с целой лавиной дел, которые постоянно выполнял человеческий род, то, что удавалось все-таки исполнить художникам посреди этого постоянного шума, оказывалось иногда несравненно более долговечным, нежели все остальное.

И – вглядитесь! Во всем этом существует единство, как бы далеко не отстояли друг от друга мастера, разделенные тысячелетиями и десятками тысяч километров. Единство сознания, единство человеческой воли, которая замечательна тем, что может позволить себе роскошь заниматься искусством. Единство сознания, единство красоты, единство взгляда – напряженного, внимательного, бесстрашного взгляда художника.

Красота – вовсе не подражание природе. Ведь если бы это было так, то всякое отступление от предмета, от его очертаний, его вида было бы нарушением законов красоты и искусства. Но в том-то и дело, что человек вовсе не старается передать природу в том виде, в каком он ее созерцает. Он вносит в ее изображение собственную фантазию. Что же получается? Вместо того чтобы описывать вещи в их подлинной красоте, художник искажает их. Оказывается, чтобы достичь такой красоты, важно не только воспроизвести природу, но и отойти, отклониться от нее. Античного художника Зевскида всегда упрекали в том, что он рисовал людей, которые никогда не могли бы существовать реально. Но ведь и не только людей изображал. Он рисовал божества, персонификации стихий, например Пана, Борея или Марсия. Особой славой была отмечена его картина, изображавшая семью кентавров. Нет, красота – это не подражание...

Один из наиболее значительных искусствоведов прошлого столетия Ганс Зедльмайер (1896–1984) рассматривал историю искусства как историю человеческого духа. Для истории духа принципиально важно соотнести друг с другом духовно аналогичные создания или явления сфер творчества. "Дальнейшая задача, которую не может обойти никакая история искусства, заключается в том, чтобы вывести отдельное произведение или духовно родственные художественные явления целой эпохи из тех “сил”, которые их породили. Теперь речь идет уже не о том, чтобы из предельно немногих эпохальных первичных феноменов (идей) сделать понятным как можно большее количество духовных явлений эпохи, но чтобы объяснить возникновение источником, питающих все потоки эпохи".

По мнению исследователя, история искусства – это прежде всего история миросозерцания. Но она также является историей феноменов абсолютного духа в преломлении зависимого от времени человеческого духа. Немецкий философ Освальд Шпенглер (1880–1936) в книге "Закат Европы" ставил вопрос о том, что каждая культура и присущая ей художественно-образная система имеет собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волю и чувство. "Необозримая масса человеческих существ, – пишет он, – безбрежный поток, изливающийся из темного прошлого, оттуда, где наше чувство времени теряет свою упорядочивающую силу, а не знающая покоя фантазия или страх – зачаровывает нас картиной геологических периодов, чтобы скрыть за ними никогда не разрешимую загадку (потом, устремляющийся в столь же темное бесконечное будущее) – вот что служит основой нашей картины человеческой истории".

Художественный стиль эпохи нередко дает возможность судить о мировоззрении времени. Когда В. Виндельбанд описывает немецкую духовную жизнь XIX в., он начинает с эстетической системы образования (эстетика – наука о прекрасном, это понятие было введено Александром Баумгартеном (1714–1762) в XIX в.). В. Виндельбанд писал: "Поэзия и философия стали в сущности единственными общими жизненными интересами немецкого народа того времени. Их соединение выросло из того занятия человеком самим собой, которое в своей сентиментальности накладывало отпечаток на индивидуальную и социальную жизнь, а в искусстве и науке искало своего предметного выражения".

Художественное мировоззрение выражает себя через образы. Это специфическая, присущая искусству форма отражения действительности. Человек искусства мыслит образами. Русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) отмечал, что предметом искусства не может быть ни частное явление, доступное внешнему наблюдению, ни общее понятие, производимое рефлексией. Этим предметом может быть только цельная идея, открытая умственному созерцанию, или интуиция.