Лекция 5. ТИПЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И ВЫБОРОЧНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Отличия независимых переменных с точки зрения их соответствия условиям реальной жизнедеятельности человека или теоретическим понятиям, операционализируемым на уровне конкретных методических средств, задают такой критерий классификации экспериментов, как "естественные", "искусственные" и "лабораторные".

Каузальные гипотезы включают предположения о психологической причинности, а обобщения как выводы из экспериментального исследования зависят от того, проводился ли эксперимент с целью проверки вытекающих из теоретической гипотезы следствий или же для проверки экспериментальной гипотезы, не предполагавшей объяснения устанавливаемой эмпирически зависимости в рамках психологических теорий. Но в любом случае экспериментальные условия строятся как экспериментальные модели, репрезентирующие изучаемые причинно-следственные связи и позволяющие в дальнейшем статистически оценивать влияния ПП на ЗП. В лабораторном эксперименте ЭМ реализует те представления о связи НП и ЗП, которые репрезентируют психологические конструкты, заявленные в научной теоретической гипотезе.

Обратим внимание на то, что выделение и измерение переменных нс выступает прерогативой только экспериментального метода исследования. В психологических исследованиях чаще встречаются переменные, которыми исследователь управлять не может, но может их измерять (в контексте использования психологических шкал). Это имеет место при реализации корреляционного подхода, квазиэкспериментировании, проведении исследований методами срезов, лонгитюда и ряде других методических приемов.

Специфика экспериментальной ситуации — в выделении и управлении НП и соответствующем построении ЭМ. Особенности ЭМ связаны также с уровнем дополнительных переменных и способами фиксации ЗП. В целом же именно тип представленных в ЭМ переменных задает тип экспериментов: классификацию их как лабораторных, искусственных или естественных.

Лабораторные эксперименты предполагают очищение условий эксперимента таким образом, чтобы можно было изменять единичные НП.

В лабораторных условиях в психологическом эксперименте могут быть организованы такие условия НП, которым в реальности ничто не соответствует. Например, приводимые в следующем экскурсе условия дихотического прослушивания, когда через наушники испытуемому на каждое ухо предъявляется разная информация, в реальных условиях неосуществимы. Их создание выступает необходимым, если в ЭМ задаются теоретически предполагаемые взаимосвязи между НП и ЗП и базисный процесс высвечивается в том его функционировании, которое соответствует и с внешним условиям, а структурно заданным в научной модели связям переменных.

Экскурс 5.1

Методика дихотического прослушивания предполагает, что с помощью наушников человеку на два уха предъявляются два разных сообщения. Испытуемый может в соответствии с инструкцией слышать одно из них и повторять его ("вторить"), ориентируясь либо на смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ (и игнорировать чуждое по смыслу сообщение), либо на один источник предъявления ("считывать" информацию с определенного физического канала — левого или правого уха). В реальных условиях жизни схожей выглядит ситуация восприятия (слышания) одновременно двух разговоров или двух сообщений. Существенное отличие заключается в том, что такое обычное восприятие предполагает бинаурольный слух, т.е. попадание информации в оба уха, а не одновременное моноуральное восприятие текстов двух сообщений, попадающих в центры слуховых анализаторов разных полушарий. Эта искусственно созданная ситуация служит достижению цели проверки научно обоснованной модели, позволяет проверять гипотезы о разных способах переработки информации человеком, т.е. предполагает перенос обобщения на мир теории.

Искусственными называют такие эксперименты, в которых экспериментальная ситуация моделирует исследуемую реальную, но позволяет лучше контролировать связь между НП и ЗП за счет элиминации (путем устранения или стабилизации) ряда ПП, обычно представленных в реальных условиях жизнедеятельности человека.

В последнем примере экспериментальная ситуация не просто являлась искусственной; в ней создавались условия, которым нет соответствия в реальном опыте человека. Это была лабораторная модель, представляющая предположение о возможности задания разных сообщений разным полушариям.

Приведенный в экскурсе 4.8 пример может быть рассмотрен как искусственный эксперимент, в условиях которого моделировались конкретные предполагаемые ситуации. А ситуация использования тренажера (для обучения, скажем, летчиков) — реальная ситуация, моделирующая систему переменных, иерархически взаимосвязанных между собой (в конкретном виде деятельности). "Искусственность" заключается не только в моделировании этой иерархии, но и в использовании репрезентативных показателей (характеристик действий, которые потом будут применены летчиком в реальных ситуациях полета). Отличие ЭМ при искусственных экспериментах заключается в том, что НП в них выступают комплексными переменными, а часть ДП и ПП выводится за пределы ЭМ (например, мотивационные факторы, или реальная цена ошибки действий человека). В этом можно видеть "улучшение" ситуации опытов с точки зрения исследовательских целей. Так, при формировании навыка мотивация может не учитываться в структуре формируемых действий, но понятно, что это сужает область переноса обобщений за пределами ЭМ.

Итак, лабораторные эксперименты, как и искусственные, проводятся в специально созданных лабораторных условиях. Но они отличаются тем, что репрезентирует экспериментальная модель. В лабораторном эксперименте — модель теоретическую; при этом соответствовать переменные должны сформулированным конструктам, представляющим НП и ЗП, а не внешним реальным типам деятельности. В искусственном эксперименте ЭМ репрезентирует обычно реальную ситуацию, соответствующую реальным формам регуляции психической деятельности, или включает такие типы переменных, которые соответствуют естественным формам психической регуляции и поведения (испытуемые выносят суждения, обучаются чему-то на тренажере и т.д.).

Искусственные эксперименты называются Р. Готтенданкером "улучшающими реальный мир". "Улучшение" реальности в экспериментальной ситуации — будь то тренажеры, игровые ситуации и прочие способы задания изучаемой деятельности так, чтобы очищение условий не влияло на качество изучаемого процесса, аналогичного тому, который имеет место в реальных ситуациях и реальных видах деятельности, — касается исключения или стандартизации не важных с точки зрения гипотезы ПП и ДП. Однако и в искусственных экспериментах строятся ЭМ, позволяющие проверять теоретические гипотезы.