Лекция II. Типовые методы принятия управленческих решений

Методы принятия решений могут быть различными. К ним относятся:

o метод, построенный па интуиции управляющего, на его ранее накопленном опыте и сумме знаний в конкретной области деятельности;

o метод, сформированный на понятии "здравый смысл", когда менеджер обосновывает его последовательными доказательствами, основанными на ранее накопленном опыте;

o метод исходя из научно-практического подхода, предполагающего выбор оптимальных решений, с применением современных технических средств, на основе переработки больших объемов информации, помогающих обосновывать принимаемые решения.

Безусловно, наибольший интерес представляют методы, базирующиеся на научно-практическом подходе. Совершенствование инструментария научного исследования имеет большое значение и служит залогом успеха и эффективности принимаемых управленческих решений. Чем глубже человек проникает в сущность изучаемых явлений, тем более точные методы исследования ему требуются и тем более рациональные варианты решений он получает.

Приведем классификацию научно-практических методов принятия решений на группы и состав этих групп.

Первый класс представляют общенаучные методы, включая:

1.1) системный анализ;

1.2) комплексный анализ;

1.3) дифференциацию и интеграцию;

1.4) программно-целевое планирование.

Второй класс сформирован традиционными способность обработки информации и принятия решений, в которые входят:

2.1) метод сравнения;

2.2) метод относительных и средних величин;

2.3) графический метод;

2.4) метод группировки;

2.5) балансовый метод.

Третий класс составляют способы принятия решений на основе детерминированного факторного анализа, включая:

3.1) метод цепных подстановок;

3.2) индексный метод;

3.3) метод абсолютных разниц;

3.4) метод относительных разниц;

3.5) интегральный метод;

3.6) метод пропорционального деления (долевого участия);

3.7) метод дифференциального исчисления;

3.8) метод взвешенных конечных разностей;

3.9) метод простого прибавления неразложимого остатка;

3.10) логарифмический метод;

3.11) метод коэффициентов;

3.12) метод дробления приращения факторов.

Четвертый класс организован на способах принятия решений на основе стохастического факторного анализа. К ним относятся принятия решений, основанные на методах:

4.1) метод корреляционного анализа;

4.2) метод дисперсионного анализа;

4.3) метод компонентного анализа;

4.4) метод многофакторного регрессионного анализа.

Пятый класс составляют способы принятия решений на основе оптимизации показателей эффективности. К ним относятся:

5.1) методы линейного программирования;

5.2) методы динамического программирования;

5.3) численные методы поиска безусловного экстремума;

5.4) численные методы поиска условного экстремума;

5.5) методы вариационного исчисления;

5.6) методы теории массового обслуживания;

5.7) методы теории игр;

5.8) методы теории исследования операций;

5.9) методы управления запасами ресурсов;

5.10) методы распознавания образов.

Шестой класс представляют методы, базирующиеся на основе анализа схем стратегического развития экономических систем. К этим способам относятся:

6.1) метод СЛР-анализа ("продукт-рынок");

6.2) метод матрицы ВСС (Бостонской консультативной группы);

6.3) модель Томпсона и Стрикланда;

6.4) портфельная матричная модель МакКинси ОРМи,

6.5) модель "75";

6.6) модель комплексного делового анализа Р/М52;

6.7) модель ситуационного 51У07'-анализа3;

6.8) модель М^Г-апализа4;

6.9) модель цепочки приращения стоимости М. Портера;

6.10) модель П. Кралича;

6.11) модель 5Д4С£'-анализа5;

6.12) модель Артура Д. Литтла (АОЬ/ЬС)]

6.13) модель Хофнера-Шенделя.

Седьмой класс составляют методы, связанные с управлением персоналом, включая:

7.1) континуум лидерского поведения Танненбаума- Шмидта;

7.2) ситуационную модель Фидлера;

7.3) модель зрелости исполнителей Херсея и Бланшарда;

7.4) модель "путь-цель" Торенса, Митчелла и Хауса;

7.5) ситуационную модель Стинсона-Джонсона;

7.6) модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго. Восьмой класс составляют методы, основанные ^инструментах управления качеством. К этим методам относятся:

8.1) метод процессного подхода по стандартам ISO;

8.2) методы семи основных "инструментов" (Seven Basic Tools) управления качеством;

8.3) методы семи новых "инструментов" (Seven New Tools) повышения качества;

8.4) методы концепции КФН - качество - функциональность - наступательность;

8.5) методы концепции МАК - менеджмента абсолютного качества;

8.6) методы концепции МФВ - менеджмента фактора времени;

8.7) метод "Шесть сигм";

8.8) метод "Бережливое производство";

8.9) метод Дельфи.

Девятый класс составляют методы теории квалиметрии. Эти методы традиционно содержат такие этапы, каждый из которых характеризуется множеством методов.

Так этап определения вида зависимости между абсолютным значением отдельного параметра системы (в качестве которой может выступать организация, продукция и т.д.) и его относительной оценкой (что составляет частную оценку эффективности) используют линейные зависимости, нелинейные зависимости (Э. Россе, А. Томашевского, Харрингтона, Вебера-Фехнера, оптимизационные) и зависимости, выраженные в неявном виде.

На этапе определения способа нахождения весомостей частных оценок эффективности для формирования показателя интегральной оценки эффективности используют методы (методы организации опроса экспертов): метод предпочтения, метод ранга, первый и второй методы попарного сопоставления, метод полного попарного сопоставления и метод последовательных сопоставлений.

На этапе выбора метода сведения воедино частных оценок эффективности в показатель интегральной оценки эффективности используют следующие типовые методы: взвешенной среднеарифметической оценки, взвешенной среднегеометрической оценки, взвешенной среднегармонической оценки.

Десятый класс составляют методы поиска инновационных путей развития, включающий группы:

10.1) методы психологической активизации мышления;

10.2) методы систематизированного поиска;

10.3) методы направленного поиска;

10.4) методы исследования инновационных процессов.

Одиннадцатый класс составляют методы принятия управленческих решений па основе бизнес-моделей новаторов бизнеса, среди которых выделяются:

11.1) модель на основе фактического стандарта;

11.2) модель "коммутатора";

11.3) модель па основе потребительских решений;

11.4) модель на основе пирамиды продукции;

11.5) модель на основе управления цепочкой ценностей;

11.6) модель на основе многослойной прибыли блокбастерного типа;

11.7) модель предпринимательского типа;

11.8) модель доступа к потребителю через особые каналы;

11.9) модель кастоминга;

11.10) модель широкого ассортимента одной категории;

11.11) модель дистрибуции с низкими издержками;

11.12) модель специализации на аутсорсинге.

Двенадцатый класс составляют методы принятия управленческих решений, основанные на комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности (ЛХД) организации. В этот класс методов входят:

12.1) методы выявления и подсчета резервов при АХД;

12.2) методы функционально-стоимостного анализа;

12.3) методы маржинального анализа;

12.4) методы анализа формирования и размещения капитала;

12.5) методы анализа эффективности и интенсивности использования капитала предприятия;

12.6) методы анализа эффективности использования основного капитала;

12.7) методы анализа использования материальных ресурсов предприятия;

12.8) методы анализа использования трудовых ресурсов предприятия;

12.9) методы анализа маркетинговой деятельности предприятия;

12.10) методы анализа производства и реализации продукции;

12.11) методы анализа себестоимости продукции;

12.12) методы анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

12.13) методы анализа прибыли и рентабельности;

12.14) методы анализа использования прибыли предприятия;

12.15) методы анализа эффективности инвестиционной деятельности;

12.16) методы анализа финансового состояния предприятия;

12.17) методы диагностики кризиса и риска банкротства на предприятии.

Тринадцатый класс составляют методы принятия управленческих решений, основанные на принципах проектного управления. К этому классу относятся следующие методы:

13.1) метод технико-экономического обоснования инвестиционных проектов UNIDO;

13.2) метод разработки инновационных стратегий и выполнения инновационных проектов NPD (New Product Development);

13.3) руководство Фраскати, посвященное ИИОКР (Frascati Manual, R&D);

13.4) руководство Осло по исследованию инновационных процессов (Oslo Manual);

13.5) руководство Канберра по управлению человеческими ресурсами в инновационной деятельности (Canberra Manual);

13.6) руководство по технологическому балансу платежей по инновационным проектам (ТВРManual);

13.7) целеобразная модель инновационного процесса Стивена Кляйна (Stephen Kline's Chain-Linked Model);

13.8) модель стадий и шлюзов Stage & Gate (Cooper G. Robert);

13.9) модель ориентации на заинтересованные стороны бизнеса - стейкхолдеров (Stakeholders).

Четырнадцатый класс составляют методы принятия управленческих решений, основанные на оценке активов и капитала экономических систем (предприятий). К этому классу относятся:

14.1) методы оценки облигаций;

14.2) методы оценки обыкновенных акций;

14.3) методы оценки привилегированных акций;

14.4) методы оценки производных финансовых активов;

14.5) методы оценки акционерного капитала.

Пятнадцатый класс составляют методы принятия управленческих решений, связанные с управлением структурой капитала экономических систем (предприятий). К этому классу относятся:

15.1) метод финансового рычага;

15.2) метод операционного рычага;

15.3) метод выбора структуры капитала по соотношению операционного и финансового рычага;

15.4) метод ЕВГГ-ЕР$

15.5) статические модели поиска оптимальной структуры капитала;

15.6) динамические модели поиска оптимальной структуры капитала.

Шестнадцатый класс составляют методы принятия управленческих решений инвестиционного характера, основанные на оценке стоимости капитала экономических систем (предприятий). К этому классу относятся:

16.1) метод оценки средней и предельной стоимости капитала;

16.2) метод оценки доходности по инвестиционным решениям без использования финансового рычага;

16.3) метод оценки стоимости элементов капитала для экономических систем, использующих финансовый рычаг;

16.4) метод оценки стоимости нераспределенной прибыли;

16.5) метод оценки стоимости капитала, представленного привилегированными акциями;

16.6) метод оценки стоимости внешнего собственного капитала (дополнительной эмиссии акций);

16.7) метод средневзвешенной стоимости капитала.

Семнадцатый класс составляют методы принятия управленческих решений, основанные на анализе инвестиционных возможностей экономических систем (предприятий). Основу этого класса составляют:

17.1) метод оценки потребности в начальных инвестициях (1С);

17.2) метод определения чистого приведенного эффекта (МРУ);

17.3) метод оценки периода окупаемости инвестиций (РР);

17.4) метод оценки индекса доходности (РГ);

17.5) метод определения внутренней нормы доходности

17.6) метод определения модифицированной внутренней нормы доходности (МИ<Я);

17.7) метод оценки учетной нормы прибыли (ЛЯЯ);

17.8) метод оценки текущей стоимости будущих поступлений (РУ)

17.9) метод определения чистой терминальной стоимости (МТУ).

Восемнадцатый класс составляют методы принятия управленческих решений, основанные на оценке перспектив развития производственно-хозяйственной деятельности экономических систем (предприятий), с учетом их инновационного потенциала и инвестиционных возможностей. Основу этого класса составляют:

18.1) модель экономического роста Харрода-Домара;

18.2) метод анализа соотношений между гарантированным и фактическим темпами роста экономической системы;

18.3) многофакторные модели экономического роста инвестиций экономических систем неоклассиков;

18.4) неоклассическую модель экономического роста экономических систем Р. Солоу;

18.5) модель развития экономических систем Р. Солоу с учетом совокупного спроса, амортизации и нормы накопления;

18.6) модель развития экономических систем Р. Солоу на основе учета динамики численности населения, его занятой части и технического прогресса;

18.7) модель "золотого правила" Э. Фелпса, базирующуюся на определении оптимальной нормы сбережения, обеспечивающей равновесный экономический рост с максимальным уровнем;

18.8) модели анализа факторов, противодействующих любой тенденции убывания доходности капитала;

18.9) модели на основе взаимосвязи научно-технического прогресса и объемов производства, отражающие инновационную составляющую инвестиционных процессов;

18.10) методы прогнозирования инвестиционной деятельности экономических систем.

Девятнадцатый класс составляют методы принятия управленческих решений, основанные оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности экономических систем (предприятий), включая:

19.1) методы оценки риска, основанные на теории игр;

19.2) статистические методы оценки рисков;

19.3) методы анализа и оценки портфельных рисков инвестирования;

19.4) методы оценки рисков на основе теории массового обслуживания;

19.5) методы оценки рисков абсолютной величины вероятных потерь инвестиций;

19.6) специализированные методы оценки рисков инвестиционных проектов.

Двадцатый класс составляют методы принятия управленческих решений на основе маркетинговых исследований, в том числе:

20.1) методы сбора качественных данных;

20.2) методы сбора количественных данных;

20.3) методы маркетинг-микс.

Двадцать первый класс составляют методы принятия управленческих решений в условиях антикризисного управления, включая:

21.1) методы качественной оценки (Л-модели и др.);

21.2) методы количественной оценки (7-модели и др.).