Типологизация политической культуры

Простая констатация факта существования политической культуры не снимает вопроса о том, как политическая культура влияет на политический процесс, определяет поведение различных групп и слоев населения. При оценке и характеристике политической культуры разных стран и народов необходимо исходить из факта существования множества региональных и национальных вариантов политической культуры. Скажем, нельзя говорить о единой для Европы и Ближнего Востока, Западного полушария и Дальневосточного региона модели политической культуры.

Кроме того, одни и те же политические установки, ориентации и идейно-политические принципы у разных людей и социальных групп в политическом поведении проявляются по-разному. Поэтому в пределах единой политической культуры одной страны политологи выделяют отдельные субкультуры, в которых в том или ином сочетании преобладают конфессиональные, этнические, региональные или иные начала. Это, однако, не препятствует выделению самых общих моделей политической культуры.

Исходя из сущностных характеристик, можно выделить следующие крупные типы, или модели, политической культуры: органическую, либерально-демократическую и смешанную.

В рамках органического типа можно вычленить различные варианты авторитарной, тоталитарной, традиционной политической культуры и субкультуры. При всех расхождениях общим для них является господство коллективистских, групповых, общинных ценностей, приоритета публичного над частным, прав и свобод группы, коллектива над индивидуальными правами, подчинение интересов личности коллективу. Для носителей данного типа политической культуры характерны завышенные ожидания помощи и покровительства со стороны государства, преувеличение его роли в жизни общества, зачастую доходящее до его мифологизации.

Государство рассматривается как единый организм, в котором различные институты, организации, группы, индивиды играют лишь подчиненную роль. В сфере взаимоотношений индивида и государства, правителей и управляемых здесь преобладают отношения "патрон — клиент", государство и его руководители оцениваются массой населения по их способности проявлять и реализовывать "отцовскую" заботу о подданных.

Имеет место та или иная степень персонализации политики и самого государства, не отделяемых от личности конкретных государственных деятелей, вождей, фюреров, "отцов нации". Важное место (с существенными оговорками применительно к тоталитарной политической культуре) занимают традиция и обычай. В наиболее полной форме некоторые важнейшие элементы данного типа политической культуры проявились при тоталитарной системе с ее жестким подчинением всех сфер жизни всемогущему государству.

В большей степени рассматриваемый тип политической культуры распространен в современном мире в зоне развивающихся стран, а именно в Азии, Африке и Латинской Америке. Однако авторитарные и тоталитарные его варианты в разные периоды утвердились во многих европейских странах — СССР, Германии, Италии, Испании, Португалии, Греции.

Либерально-демократический тип характеризуется признанием плюрализма, законности существования многообразия интересов в социальной, экономической, духовной, политической и других сферах жизни. Важнейшими его компонентами стали идеи индивидуальной свободы, самоценности личности, прирожденных и неотчуждаемых прав человека на жизнь, свободу и частную собственность. Люди, воспитанные в либерально-демократической традиции, убеждены в том, что частная собственность составляет основу индивидуальной свободы. А свобода, в свою очередь, рассматривается в качестве необходимого условия самореализации индивида.

В глазах приверженцев либерально-демократической модели политической культуры, принципы представительства и выборности должностных лиц, право, правовая система выступают как гаранты индивидуальной свободы. Они считают, что закон призван защищать свободу личности, неприкосновенность собственности, жилища, частной жизни, духовную независимость. Для них самоочевидной истиной является право участия каждого человека в политическом процессе, необходимость соблюдения определенных "правил игры" политическими партиями, разного рода группами интересов, возможность мирной смены власти по итогам всеобщих выборов, другие нормы и принципы парламентаризма и плюралистической демократии.

Разумеется, эти и другие сущностные характеристики органического и либерально-демократического типов политической культуры в различных национально-культурных условиях проявляются по-разному. Между двумя моделями, обозначенными самими общими чертами, располагается обширный спектр национальных, региональных и иных вариантов и разновидностей политической культуры.

В современном мире во многих случаях мы имеем дело со смешанными типами политической культуры. Например, если о сколько-нибудь чистом тоталитарном типе можно было говорить применительно к фашистской Италии и нацистской Германии 1930-х гг., а также к СССР примерно до начала 1970-х гг., то в настоящее время речь может идти лишь о его остаточных элементах у нас в стране и в других постсоветских государствах, а также в Китае.

В России разрушение норм, присущих тоталитарной политической культуре, обнажило существенные авторитарные и традиционалистические пласты, которые можно обнаружить в политической культуре не только нашей страны, но и Китая, Японии, Испании, других стран. Поэтому читатель все время должен помнить, что предлагаемые модели политической культуры нужно рассматривать как теоретические конструкции, в которых присутствует значительный элемент абстракции и обобщения. Реальное положение вещей значительно сложнее. Отсюда то разнообразие элементов и норм, которые обнаруживаются в конкретных национально-культурных условиях в рамках одной и той же модели.