Типология ценностей

Личностные ценности:

– материальные блага;

– физические и физиологические;

– чувственные;

– социальные (карьерные);

– престижные;

– профессиональные;

– эстетические;

– творческие;

– интеллектуальные.

"Есть надличностные ценности биологического характера – видовые, групповые, семейные. Кабан-секач выходит навстречу хищнику, чтобы защитить семью со своим потомством, самцы-шимпанзе бросаются на тигра, если это поможет скрыться стаду с детенышами. Короче – вооруженный самец готов пожертвовать собой в борьбе с врагом, чтобы его семья (род, племя, вид, генофонд) продолжились. Тут все просто и целесообразно. Жертва собственной личностью ради выживания вида. У человека то же самое. Понятнее всего – мать жертвует собой ради детей. Дети как надличностная ценность"[1].

Если попытаться классифицировать надличностные ценности, можно выделить:

– семейные;

– групповые;

– национальные, государственные, этнические;

– профессиональные;

– религиозные;

– общечеловеческие; к ним очень близки моральные; творческие; они же в широком смысле созидательные.

Наличие надличностной ценности – знак качества на человеке. Надличностная ценность – это то единое с тобой, что больше тебя.

Некоторые этики считают, что ценностные суждения не имеют объективной значимости и представляют собой не что иное, как произвольные предпочтения или желания индивидов. С этой точки зрения, например, выражение "свобода лучше рабства" описывает просто различие во вкусах, но не имеет объективной значимости. Ценность в этом смысле определяется как "некое желаемое благо", и желание определяет ценность, а не ценность определяет желание. Такой радикальный субъективизм по самой своей природе несовместим с идеей, что этические нормы должны быть универсальны и применимы ко всем людям. Если бы такой субъективизм господствовал в этике, тогда и в самом деле мы столкнулись бы с необходимостью выбора между этическим авторитаризмом и полным отказом от общезначимых норм.

Факт и ценность

Дуализм факта и ценности можно преодолеть посредством показа того, каким образом ценность зарождается в действии. Действие, будучи верно понято, составляет первичный уровень человеческой деятельности и опыта. В качестве антропологических оснований своего доказательства автор М. Шелер берет три, по его мнению, основных аспекта человеческой природы: "общность, деятельность, разум". Он придерживается теории, считающей отношения между людьми важнейшим фактором, влияющим на формирование человеческой личности: вычеркните отношения, в которые вступают между собой люди, и вы вычеркнете и самих взаимодействующих людей. Самым конкретным проявлением человеческого взаимодействия является человеческая деятельность, ибо в ней участвуют все его (человека) основные способности, тогда как мышление есть отказ от ряда этих способностей – уход в менее конкретную, отдаленную от практики сферу.

Практическая деятельность включает всю полноту жизнедеятельности человека, что делает равнозначными понятия "личность" и "деятельность". Деятельность содержит познавательный элемент "интенцию", которую на практическом уровне можно определить как цель наших действий. Последняя ставит индивида перед необходимостью постоянно делать выбор одной из возможностей, заключенных в той ситуации, в рамках которой он действует. Способность выбора обусловливается присутствием определенного мотива, а последний в свою очередь появляется на свет не без помощи эмоций и чувств. Осуществляя одну из возможностей и отвергая все прочие, мы тем самым характеризуем первую как "верную", "хорошую" и отрицаем последующие как "неверные", "плохие", и без этой оценки действие было бы невозможно.

На этой основе можно дать определение воли как способности действенного выбора. Действие есть первичный источник нравственности (или ценности), в то время как мысли и чувства, как таковые, суть лишь вторичные источники ее. В данном случае роль разума сводится к тому, чтобы действуя для себя, одновременно верно учесть и природу или объективность другого.

Все это выявляет бессмысленность "выведения" ценности из фактов. Не факт порождает ценность, а скорее наоборот – ценность порождает факт. Последнее происходит в процессе рефлексивного абстрагирования, в котором мы освобождаем наш первоначальный опыт от ценностей, получая понятие "чистого" факта. В деятельности, однако, не существует чистых фактов. В процессе деятельности факт находится внутри ценности, будучи ее составляющей и подчиненной частью. Понятие "факт" можно вывести из понятия "ценность" путем концентрирования своего внимания и своей цели на определенных чертах полноты действия.