Типология субъектов Российской Федерации, разработанная Фондом ИНДЕМ (2004 г.)

Данная типология получена на основе более 230 исходных характеристик регионов. Авторы типологии исходили из того, что разнообразие регионов имеет две главные ипостаси: разнообразие "стартовых" условий (природно-географических, культурно-исторических, социально-экономических) и разнообразие результатов социально-экономической деятельности. Регионы описаны совокупностью 13 индикаторов, объединенных в 4 группы, охватывающие различные свойства регионов: ресурсы, люди, хозяйство и финансы.

Группа "Ресурсы" представлена тремя индикаторами, которые отражают:

– ресурсы полезных ископаемых с учетом возможностей их использования ("ресурсные запасы");

– сложность географического положения регионов для проживания людей ("жесткость условий");

– инфраструктуру коммуникаций, основанную на данных о плотности железных дорог, автомобильных дорог с твердым покрытием и телефонизации в селах и городах ("развитость инфраструктуры" ).

Группа "Люди" представлена пятью индикаторами, которые отражают:

– "Социальные язвы" (патология) – индикатор, основанный на показателях младенческой смертности, суммарного числа убийств и числа умышленных причинений тяжкого вреда, уровня безработицы и заболеваемости населения (число больных с диагнозом, установленным впервые);

– "Благосостояние" – ряд показателей о доходах, прожиточном минимуме, средних ценах на рынке жилья;

– синтетический индекс "Уровень жизни";

– "Здоровье" – продолжительность жизни, заболеваемость населения, количество врачей;

– "Патриархальность" – культурные особенности сведены в этот индикатор по большому числу разных показателей, таких, например, как этническая мозаичность, распределение людей между городом и деревней, доля русских, соотношение браков и разводов и др.

Группа "Хозяйство" представлена тремя индикаторами, которые отражают:

– "Степень специализации" – вклад в ВРП продукции разных отраслей;

– "Динамику специализации" – сравнение уровня специализации в 1995 и 2001 гг.;

– "Экономический потенциал региона" – стоимость основных фондов на душу населения; ввод в действие жилых домов на душу населения; ВРП на душу населения; инвестиции в основной капитал на душу населения; доля экспорта в ВРП.

Группа "Финансы" представлена двумя индикаторами, которые отражают:

– "Зависимость региональных бюджетов от федерального". На основе четырех показателей федеральных поступлений в региональный бюджет (Фонд финансовой поддержки регионов, Фонды софинансирования социальных расходов и компенсаций плюс дотации на возмещение расходов по содержанию объектов ЖКХ и социальной сферы) определены три расчетных показателя: суммарная величина "вливания" (сумма четырех поступлений) в процентах к доходу и на душу населения, а также чистый доход (без величины "вливания") на душу населения;

– "Активность внешнеэкономических связей" – объем иностранных инвестиций (средневзвешенное значение за 1998–2001 гг.) в процентах к ВРП, а также экспорт в страны дальнего и (отдельно) ближнего зарубежья.

Типология регионов представлена в табл. 8.2. Следует отметить, что в нее не вошли регионы с резко отклоняющимися значениями: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Тюменская область, Республика Ингушетия, Омская область.

Таблица 8.2

Типология российских регионов Фонда ИНДЕМ (2004 г.)[2]

Тип

Количество

субъектов

РФ

Субъекты РФ

1. "Самокаты"

7

Алтайский край, Волгоградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Челябинская области

2. "Индустриальные лидеры"

4

Иркутская, Кемеровская, Пермская, Свердловская области

3. "Консервативные лидеры"

7

Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Оренбургская, Ростовская области

4. "Зауральские регионы"

9

Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Читинская области

5. "Слабые моноотраслевые регионы"

7

Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика Тыва, Астраханская, Курганская, Сахалинская, Томская области

6. "Освоенный Север"

5

Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Камчатская, Магаданская области

7. "Среднероссийские регионы"

16

Республика Марий Эл, Еврейская автономная область, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Костромская, Ленинградская, Новгородская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Ярославская области

8. "Стабильная глубинка"

10

Белгородская, Воронежская, Кировская, Курская, Липецкая, Мурманская, Орловская, Саратовская, Тамбовская, Ульяновская области

9. "Малые республики"

7

Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия-Алания, Чувашская Республика

Итого

72

К первому типу "Самокаты" относятся крупные регионы страны, одни из главных для нее по размерам хозяйственного потенциала, численности населения и главное – по уровню социального и политического развития. В хозяйственной структуре регионов наряду с развитой промышленностью есть добротное сельское хозяйство, особенно сильно развиты третичные отрасли. Процветание этих регионов основано не на обилии природных ресурсов, а именно на высоком уровне развития экономики, политики, социальной сферы. По мнению авторов типологии, если бы вся Россия в среднем обладала такими социально-экономическими показателями и политическими пристрастиями, она давно приблизилась бы к самым передовым странам мира.

Второй тип – "Индустриальные лидеры" – это весьма крупные регионы, главной особенностью которых является наличие прочной и крупной ресурсной базы, прежде всего в виде полезных ископаемых, на глубокой переработке которых основано индустриальное развитие регионов. Другое отличие – относительная слабость аграрного сектора, так как регионы расположены в зонах довольно суровых природных условий. Существуют проблемы в социальной сфере – повышенная преступность, плохое состояние здоровья населения, общее невысокое качество инфраструктуры. В связи с большими размерами территории наблюдаются резкие контрасты между отдельными частями по уровню их социально-экономического развития. Данные регионы слабо встроены в общероссийскую инфраструктуру, особенно транспортную.

Как и два предыдущих типа, третий – "Консервативные лидеры" – представлен самыми крупными регионами России по численности населения или хозяйственному потенциалу (республики Поволжья и аграрные регионы юга). Главная отличительная черта этих регионов – консерватизм, который сказывается и в политической, и в социальной сферах (крупные расходы бюджета, широкая раздача льгот, использование барьеров для предотвращения перемещения товаров и услуг).

Четвертый тип – "Зауральские регионы" – это дальняя сырьевая периферия страны, огромная по территории, богатая природными ресурсами, но крайне слабо освоенная и сильно изолированная от основной части страны из-за огромных расстояний и слаборазвитой инфраструктуры. В рыночных условиях "Зауральские регионы" и "примкнувшая" к ним по специфике ее социально-экономического положения Республика Коми из европейской части страны быстро теряют население за счет выезда людей в центральную часть России, а хозяйство остается в кризисе из-за неспособности конкурировать с привозными товарами и вывезти собственную продукцию.

Пятый тип – "Слабые моноотраслевые регионы" – можно отнести к числу самых бедствующих, находящихся на периферии страны не только в географическом, но и в социокультурном смысле. По уровню развития институтов гражданского общества специалисты Московского центра Фонда Карнеги ставят данные регионы на последнее место, хотя каждый из них имеет собственный уникальный природный ресурс: козий пух – на Алтае, шерсть – в Калмыкии, икра – в Астраханской и Сахалинской областях. Курганская область способна стать житницей для всего нефтегазодобывающего севера Западной Сибири.

Шестой тип – "Освоенный Север" – это ближний Север России, сравнительно неплохо освоенный, и его "филиалы" на Дальнем Востоке. Регионы невелики по численности жителей, но обладают мощной индустриальной базой. Однако существуют проблемы в социальной сфере: плохое здоровье жителей, высокая заболеваемость населения, высокий уровень разводов, плохое состояние жилья. Экономика специализирована на нескольких отраслях. Сельское хозяйство практически отсутствует в связи с суровыми почвенноклиматическими условиями. В то же время регионы группы имеют благоприятное географическое положение и богатые природные ресурсы, включая рекреационные.

Наибольшее число субъектов РФ отнесено к седьмому типу – "Среднероссийские регионы" – в географическом, статистическом (большинство показателей близки к средним по стране) и культурном смыслах. Для данного типа регионов характерны невысокий уровень доходов, в которых высока доля пенсий, низкая эффективность сельского хозяйства, нехватка крупных городов, обширные депрессивные районы на стыках областей, вдали от областных столиц. Особая проблема – консервативность местного населения.

Регионы восьмого тина – "Стабильная глубинка" – но всем присущим им характеристикам схожи со "среднероссийскими", но это, по мнению авторов, более преуспевающая часть средней России за счет того, что на их территории имеется крупное головное предприятие или комплекс предприятий, которые являются локомотивами региональной экономики.

Девятый тип – "Малые республики" – это национальные республики, для которых характерны: патриархальность, быстрый рост населения за счет высокой рождаемости, массовая безработица, слабая индустриальная база и мощный аграрный сектор, недостаточность инфраструктуры, большая доля государственного сектора, неразвитость малого и среднего бизнеса, катастрофически низкий уровень инвестиций, наименьший показатель ВРП как в абсолютных значениях, так и на душу населения.

По мнению аналитиков[3], типология фонда ИНДЕМ является достаточно органичной, хорошо отражающей реальные региональные различия, содержащей яркие и в то же время глубокие комплексные описания типов регионов. В качестве недостатка отмечается отнесение некоторых регионов к определенному типу по формальным критериям. Данная проблема признается самими авторами классификации. Причиной этого может служить избыточное количество статистических показателей, положенных в основу типологии, в связи с чем многие "второстепенные" индикаторы могут вносить "шум" и искажать реальную картину межрегиональной социально-экономической дифференциации.