Типология стилей профессиональной деятельности

Проблема стиля профессиональной деятельности предполагает изучение человека в пространстве, факторов его развития, деятельности и поведения. К настоящему времени в психологии изучены и описаны различные виды стилей (познавательные, эмоциональные, деятельностные; руководства, общения, поведения, жизни и многие другие). Все эти стили можно подразделить на две группы: неспецифические, или общечеловеческие и общепрофессиональные, стили и непосредственно индивидуальные стили деятельности.

По критерию соотношения требований деятельности и возможностей человека выделяют следующие типы ИСД[1]:

результативный стиль, формируемый с учетом требований деятельности. Здесь человек приспосабливается, адаптируется к профессии;

максимально оптимальный стиль, который выбирается в соответствии со склонностью человека и в то же время не вступает в противоречие с требованиями деятельности. Здесь и эффективность возрастает, и человек работает без излишнего напряжения своих психических сил;

компенсаторный стиль, означающий наличие способностей к замещению, достраиванию недостающих качеств с учетом требований деятельности;

субъектно-комфортный стиль, основанный на субъективных предпочтениях и "удобствах" деятельности, выбираемой человеком (продолжительность и режим работы, ОГЛАВЛЕНИЕ и место работы и др.). Этот стиль ориентирован на удовлетворенность человека и потому нс всегда может быть результативным;

нерациональный, или деформирующий, стиль, включающий способы и тактики, не отвечающие психофизиологическим особенностям человека и поэтому требующие от него огромных и неадекватных психических затрат, перегрузок. Компенсаторные ресурсы при таком стиле весьма ограничены, что не может не отразиться на образовании профессиональных деформаций;

маскирующий стиль, скрывающий недостатки человека без возможности компенсации;

корректирующий стиль, когда человек перестраивает свои природные особенности с учетом прижизненно сложившихся у него способов деятельности и поведения;

преодолевающий стиль, когда человек выходит за пределы своих возможностей, находя в себе новые ресурсы;

творческий стиль, когда человек выходит за пределы требований профессии и обогащает ее, опережая современников;

избыточный стиль, когда человек добровольно отдает больше своих сил и возможностей, чем это требуют профессиональная деятельность и социум.

По степени преобладания у человека той или иной стороны профессиональной деятельности и профессионального общения различают следующие типы ИСД:

осторожный (с преобладанием контрольной части деятельности над ориентировочной); импульсивный (с преобладанием исполнительной части деятельности над ориентировочной); рискующий (с преобладанием исполнительной части деятельности над контрольной);

атакующий, контратакующий и защитный стили в спорте;

рассуждающе-методический (с четкой организацией всех сторон деятельности), эмоционально импровизационный.

Формирование индивидуального стиля деятельности

Этот процесс предполагает, с одной стороны, учет внутренних условий ИСД (структурных компонентов) в их взаимодействии, с другой стороны, внешних условий и требований деятельности. Становление ИСД, как правило, осуществляется двумя путями: посредством самовоспитания, т.е. стихийно, и путем целенаправленного обучения. В процессе организованного формирования ИСД очень важно учитывать следующие положения:

1) в настоящее время становится все более очевидным, что ИСД формируется всегда и при всех условиях, и не только сознательно, но и стихийно;

2) возникнув первоначально на основе природных особенностей, ИСД "обрастает" затем целой системой личностных качеств, которые в конце концов и определяют его эффективность;

3) в процессе обучения и совершенствования деятельности происходит не сглаживание, а, наоборот, возрастание дифференциации индивидуального стиля.

ИСД может играть не только позитивную, но и негативную роль в деятельности человека. До сих пор ИСД понимался как оптимальный индивидуальный стиль. Однако оптимальный стиль – это лишь частный случай общего процесса формирования индивидуального стиля деятельности. В этой связи правомерно говорить о двух разновидностях ИСД:

а) в основном позитивный стиль, помогающий добиваться успешных результатов в деятельности. Задача педагога в этом случае помочь обучающемуся усовершенствовать этот стиль, сделать его оптимальным в данных условиях;

б) в основном негативный стиль, мешающий учащемуся, закрепляющий его отрицательные тенденции поведения и развития. Задача педагога здесь – "расшатать" сложившийся косный индивидуальный стиль, организовать работу по постепенному формированию нового, позитивного индивидуального стиля.

Выделим основные условия формирования индивидуального стиля деятельности.

1. Наличие нескольких равноценных программ, промежуточных целей, действий, операций для осуществления одной и той же задачи. Эффективным является процесс воспитания ИСД, учитывающий, что одна и та же деятельность может осуществляться психологически разными путями и с опорой на разные природные особенности.

2. Учет объективных требований, включающих необходимый объем знаний, навыков, умений для решения поставленных целей и задач.

3. Наличие активного интереса и положительного отношения к деятельности. При этом активные мотивы выбора системы действий, операций, промежуточных целей должны соответствовать особенностям человека. В этом случае тот или иной стиль выбирается потому, что он наиболее эффективен и повышает продуктивность деятельности, кроме того, наиболее адекватный данному человеку стиль порождает состояние удовлетворенности и комфорта. Вследствие этого, эффективным является то воспитание, которое учитывает индивидуальное своеобразие природных особенностей человека.

4. В качестве существенного условия коррекции деятельности выступает формирование автоматизмов, противодействующих негативным тенденциям. Одна из задач здесь заключается в том, чтобы выяснить, при каком сочетании индивидуальных характеристик участников совместной деятельности достигается наиболее эффективное ее выполнение.

5. Нахождение совокупности сильных и слабых сторон; упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.