Типология политических партий

Многообразие форм политического развития стран и народов породило партийные институты различного типа. Так, с точки зрения основания и условий приобретения партийного членства известный французский политолог Морис Дюверже предложил выделять партии кадровые, массовые и строго централизованные. Эта типология политических партий считается классической.

Кадровые партии возникли в XIX в. из электоральных комитетов (комитетов избирателей) и парламентских групп и отличаются немногочисленностью, свободным членством, опорой прежде всего на профессиональных политиков и финансовую элиту, способную обеспечить партии материальную поддержку. Такие партии активизируют свою деятельность во время выборов, ориентируясь на организацию поддержки электората. Классический пример кадровых партий – республиканская и демократическая партии США.

Массовые партии представляют собой централизованные организации с уставным членством. Они характеризуются многочисленностью, идеологической ориентированностью и преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности, наличием тесной связи аппарата партии и партийных масс, партийной дисциплиной и организованностью. Массовые партии возникли позже кадровых в связи с распространением всеобщего избирательного права, во многом на волне рабочего движения как пролетарские партии.

Для строго централизованных партий наиболее характерно превращение идеологического компонента в ведущее, связывающее партию начало. Такие партии обладают строгой, почти военной дисциплиной своих членов, высокой организованностью, отличаются почитанием своих политических вождей.

Существуют и другие классификации этого политического института. Так, выделяют партии патронажные, ориентирующиеся на практическую целесообразность действий (в них доминируют личности), и идеологические партии, отстаивающие свою идейную чистоту (в них тон задают политические программы). С точки зрения доминирующих в деятельности партийных организаций ценностей и средств говорят о консервативных и революционных партиях. С позиций социальных целей и политических ориентаций выделяются коммунистические, социал-демократические, либеральные и т.п. партии.

По отношению к правящему режиму различают легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные партии; партии-лидеры и партии-аутсайдеры; партии, правящие монопольно, и партии, правящие в составе коалиции.

Взаимодействие государства и политических партий

И партии, и государство являются политическими организациями, политическими общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются "элементами политической системы общества". При этом подчеркивается, что государство является центральным звеном политической системы, которое устанавливает "правила игры" для всех политических сил и выступает фактором, интегрирующим элементы политической системы в единое целое.

Думается, однако, что такая конструкция, как "политическая система", во многом требует пересмотра. Она удобна для централизованного политического мышления, когда все политические институты должны находиться в одной упряжке, вращаться вокруг одного политического "ядра".

Баланс политических сил, их равновесие и взаимодействие, существующие в демократическом обществе, – это система особая. В любом случае это не та политическая система, какой она была представлена в советском государствоведении и тоталитарном политическом мышлении. С точки зрения современных представлений наряду с государством следует учитывать и интегрирующую роль гражданского общества, его определяющее влияние на государство. А ведь политические партии являются одним из институтов гражданского общества в его современном понимании.

В отличие от партий, государство призвано выражать интересы общества в целом, быть официальным представителем всего народа. Государство обладает только ему присущими возможностями и атрибутами – рычагами политической власти, за обладание которыми и борются политические партии, чтобы с помощью механизма государственной власти обеспечить реализацию своих программ. Правящие политические партии, т.е. те, которые уже тем или иным путем получили доступ к механизму государственной власти, осуществляют эту власть главным образом через расстановку членов своих партий на важнейшие государственные посты.

В современных демократических странах запрещаются партии, которые используют подрывные, насильственные методы борьбы за власть, партии фашистского, милитаристского, тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение конституции, и с дисциплиной военного и полувоенного типа.

Ко всем партиям предъявляется требование строго соблюдать конституцию и демократический режим внутрипартийной жизни.

Партии являются организациями гражданского общества и не могут присваивать себе функции государственной власти. В международном документе Копенгагенской встречи (1990) в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) записано, что партии не должны сливаться с государством. Эта запись предостерегает от повторения опыта тоталитарных однопартийных режимов, когда единственная партия поглощает не только государство, по в значительной степени и гражданское общество.

Деятельность политических партий в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и регулируется федеральными законами.

В настоящее время в России юридически признаны политический плюрализм, конкуренция в борьбе за власть посредством завоевания голосов избирателей, запрещены партии тоталитарного типа, исповедующие насилие как главное средство политической борьбы. Так, ст. 13 Конституции РФ гласит: "1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".