Типология лоббизма

Типология отношений между лоббистом и субъектом власти целесообразна также потому, что лоббизм чаще всего отождествляется именно с этими связями, по сути являющимися лишь частью более сложного, более "обширного" лоббистского отношения. Оснований для типологизации лоббизма (в узком смысле) существует множество. Назовем лишь наиболее принципиальные из них.

В зависимости от характера субъекта власти, на которого направлено воздействие лоббиста, можно выделить лоббирование интересов через законодательные (представительные), исполнительные органы власти и их должностных лиц. Проблема в данном случае заключается нс столько в специфике деятельности органов (должностных лиц), сколько в эффективности различных видов лоббирования. По оценкам экспертов в настоящее время в Российской Федерации преобладает в силу наибольшей эффективности "исполнительное лоббирование", т.е. лоббирование интересов через органы исполнительной власти[1].

Можно согласиться с тем, что в зависимости от характера правового акта, изданием которого достигается цель влияния, лоббизм можно подразделить на правотворческий и правоприменительный[1]. Влияние в процессе создания правового акта (на предмет регулирования, круг подпадаемых под регулятивное воздействие отношений и т.д.) и определяет суть и направленность правотворческого лоббизма. Влияние на практику применения уже действующих норм соответствующими органами и структурами связано с лоббизмом правоприменительным.

В зависимости от сферы, в которой "расположен" лоббируемый интерес, можно выделить лоббизм политический, социальный, экономический и т.д.

Типологизируя лоббизм в зависимости от специфики клиента, стремящегося отстоять свой интерес, можно выделить лоббирование региональное и местное, иностранное и отечественное, отраслевое и межотраслевое, и т.д.

В том случае, когда лоббированием интересов занимаются специализированные структуры, говорят о профессиональном лоббизме. Профессиональными лоббистами, как правило, выступают: 1) специализированные лоббистские фирмы (PR-компании, рекламные агентства, консалтинговые фирмы и т.д.); 2) структурные подразделения корпораций, специальная задача которых – лоббирование интересов этих корпораций.

В зависимости от характера отстаиваемого интереса и методов воздействия на субъекты власти (т.е. на основании комплекса признаков) можно выделить "гражданский лоббизм", осуществляемый в форме различного рода гражданских акций (направление жалоб, обращений, петиций должностным лицам органов власти и т.п.). Этот вид лоббизма включает в себя grassroots-кампании и кампании public advocacy. Субъектами гражданского лоббизма чаще всего выступают не профессиональные лоббисты, а граждане с активной жизненной позицией. Данный тип лоббизма, довольно широко используемый западными специалистами, подробно описан в следующем параграфе.