Типология литературного субъекта

Характер (с греч. – букв. черта) – это совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа. Отдельные детали образа, проявляющиеся в действии, поведении, в тех или иных обстоятельствах, создают многоплановый мир героя.

Понятие "характер" относится к категории содержания произведения. Употреблять этот термин уместно в том случае, когда дается анализ идеи произведения, определяется его пафос. В широком значении этого термина все образы и герои любого текста неизбежно носят типический характер.

В античности, задолго до возникновения особой науки о человеке (антропология, этика, физиогномика), главной

темой литературы была вовлеченность человека в сферу бескомпромиссных законов рока. В эпосе герой еще всецело находится в зависимости от божества: он не может действовать самостоятельно, он, по словам Б. Снелла, "может быть характером, но еще не личность". Герой обладает теми же качествами, что и боги, но он – жертва тех свойств, носителем которых является. Этим объясняется обозначение характера маской в античном театре.

В современной литературе характер – это склад личности, образуемый индивидуальными и типологическими чертами и проявляющийся в особенностях поведения, отличительных свойствах натуры. В античности, наоборот, характер – это "штамп", "застывшая маска". Поэтому Феофраст в теоретико-практической работе "Характеры" не изучает "личность", основное внимание философа направлено на описание "типов". Автор дает серию зарисовок, в которых изображены известные недостатки – льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник. Согласно учению стоика Панэтия, "каждый человек носит четыре маски: маску человека, маску конкретной индивидуальности, маску общественного положения и маску профессии". Этот античный ученый в характеристике масок использует почти реалистические мотивировки, т.е. допускает детерминированность героя обстоятельствами и средой. Однако общий взгляд культуры античности на личность сводится, как правило, к маске, и изображение человека никогда не дается в процессе становления его характера.

Литературный тип – образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, типичной для определенного социума. Категория типического характера оформилась в римском "эпосе частной жизни" именно как ответ на потребность художественного осмысления жизненных типов и классификации героев в их отношении к окружающей реальности.

В каждом литературном направлении – классицизме, романтизме, сентиментализме, реализме, экзистенциализме – обнаруживаются свои устойчивые типы героев и характеров.

Реалистический характер формируется в эпоху Ренессанса. Шекспировский Шейлок ("Венецианский купец") – скупец особого рода. Это презираемый в христианском обществе еврей, к которому обращаются только тогда, когда нуждаются в деньгах. Находясь в условиях жестокой борьбы за существование, он не может обойтись без "сметливости", это свойство характера помогает ему сколачивать капитал. Его "остроумие" помогает устоять в ситуациях безвыходных, позволяет ему проявить чувство собственного достоинства. "Чадолюбие" определяется его заботой о детях, для которых и копится состояние. Ненависть к христианам порождает "мстительность". Но "скупость" решительно преобладает, она является ведущей чертой, подчиняя остальные, она определяет весь сложный характер данного персонажа.

На связь между характером и обстоятельствами обратил внимание Пушкин в своих наблюдениях над творчеством Шекспира: "У Мольера Скупой скуп – и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен". Именно эти качества определяют основные черты характера героя, выявляют четкие причинно-следственные связи, позволяют преодолеть прямолинейность мотивации поступков персонажей, свойственной произведениям классицистов.