Типология коммуникаций

Весьма продуктивным методом исследования коммуникаций в организации является метод типологизации. Он состоит в мысленном расчленении тех или иных явлений на составляющие их группы, типы объектов, связанных отдельными общими признаками, которые используются в качестве оснований типологии.

Метод типологии используется для сравнительного изучения существенных признаков и функций объектов различного уровня, образующих то или иное целостное явление. Исторически этот метод первоначально сформировался и активно применялся в биологии, где с его помощью осуществлялась классификация живых организмов на типы, роды, классы и виды. Метод типологизации оказался полезным и для других наук, в частности для теории деловых коммуникаций. Основаниями для типологизации явлений, образующих сети деловой коммуникации, могут быть весьма многообразными.

Так, по основанию направленности информации выделяются вертикальные и горизонтальные каналы се движения; по пространственному основанию, локализации информация подразделяется на внутреннюю и внешнюю; по степени формализованности коммуникационных связей они могут разделяться на формальные и неформальные; по своему социальному статусу субъекты коммуникационных связей подразделяются на уровни руководства и исполнения.

Любая многоуровневая система, в том числе и система коммуникаций, может эффективно функционировать только при хорошей связи между составляющими ее уровнями. Так, приказ или распоряжение, подготовленные на верхнем уровне руководства, дойдут до нижнего уровня только при условии нормального функционирования как вертикальных, так и горизонтальных каналов коммуникаций в данной организации. Для нормального функционирования этих каналов необходимы определенные требования.

Вертикальные каналы должны связывать все уровни организации в единое целое. Причем прежде всего по этим каналам следует информация, направленная сверху вниз, в которой до подчиненных доводятся сведения о текущих задачах, рекомендуются методы действий, разъясняются способы вознаграждения и применяемые санкции, действующие нормы выработки и др. Через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает ориентацию сотрудников относительно главных целей организации, а также формулирует требования к поведенческим стереотипам исполнителей на всех уровнях организации, т.е. укрепляет и поддерживает авторитет власти.

Вертикальные каналы используются и для обратной связи в направлении от исполнителей к руководителю. Подчиненные используют восходящие потоки информации, чтобы довести до сведения руководства информацию о частных проблемах подразделений и отдельных работников. В то же время руководители получают через эти каналы информацию о проблемах в каждом подразделении организации, что позволяет им постоянно корректировать меры воздействия на подчиненных. Развитие восходящих потоков информации является сегодня наиболее приоритетной задачей организационной деятельности. Решение этой задачи способствует привлечению рядовых работников, исполнителей к участию в подготовке решений по ключевым проблемам состояния организации, развитию инициативы исполнителей, применению новых идей, изобретений, коллективного опыта.

Горизонтальные каналы коммуникаций представляют собой средства передачи информации на каждом отдельном иерархическом уровне организации, в цехах, бригадах, других структурных подразделениях. Горизонтальные коммуникации осуществляются на совещаниях руководителей различного уровня от высшего до низшего, на собраниях исполнителей, а также в неформальных видах общения, в дружеских сообществах, в ходе бесед между коллегами по работе и т.п.

Очевидно, что горизонтальные каналы отличаются чрезвычайным многообразием и обладают большими возможностями для управления деятельностью учреждения, информирования членов организации всех уровней. Именно горизонтальные каналы передают информацию не директивного, а совещательного характера; способствуют уточнению общих целей и задач организации применительно к конкретным условиям каждого подразделения; влияют на неформальное общение специалистов различного профиля из разных подразделений, способствуя тем самым комплексному подходу к решению общих задач учреждения.

В качестве еще одной разновидности информационных каналов могут быть выделены коммуникации, связывающие организацию с внешней средой. Эти каналы обеспечивают связи с рыночной и институциональной средой, с многообразными учреждениями управления и контроля. Основной целью такого рода коммуникаций является создание в организации баланса между информацией, получаемой на "входе" и на "выходе". Эти коммуникации должны быть ориентированы на различные адресные аудитории, такие как потребители, поставщики, конкуренты, общественные организации, государственные органы исполнительной, законодательной власти и т.д.

Каналы связи организации с внешней средой решают задачи создания "имиджа" организации на местном, государственном и международном уровне; обеспечивают связи с имеющимися и потенциальными потребителями; воздействуют на разработку законодательных актов, затрагивающих сферу деятельности данной организации, в том числе и путем использования так называемых групп давления.

Как уже отмечалось, основанием для типологизации коммуникаций может служить степень их формализации.

Формальные коммуникационные связи отличаются высокой степенью стандартизации взаимоотношений между создателем и получателем информации; они характеризуются строгим соответствием основным организационным правилам, нормам, ценностям; отличаются высоким уровнем устойчивости, надежности, четкой направленностью на достижение организационных целей.

Неформальные коммуникационные связи возникают там и тогда, где и когда формальные связи оказываются недостаточными и неспособными удовлетворить потребности членов организации. Данные связи отличаются меньшей устойчивостью и выражают в основном интересы малых социальных групп и отдельных личностей. Эти связи часто используются в качестве горизонтальных для взаимодействия со смежными подразделениями. Но неформальные связи могут иметь и вертикальный характер, например, при дружеском взаимодействии между лидером и рядовым членом группы.

И наконец, по такому основанию, как характер символов, используемых в коммуникационной сети, выделяются два типа коммуникаций: письменный и устный.