Типология искусства. Синтез искусств

Современная классификация искусства сложилась нс сразу. Например, в Средние века в состав "свободных искусств" помимо поэзии и музыки входили астрономия, риторика, математика, философия, а скульптура, живопись и архитектура включались в разряд ремесел.

Если рассматривать динамику развития искусства на большом историческом пространстве, то мы обнаружим, что время от времени происходит изменение в соотношении видов искусства – то один, то другой из них занимают доминирующее положение, например живопись в эпоху Возрождения, литература – в эпоху Просвещения и т.п. В основу современной типологии искусства положены три критерия.

В соответствии с первым критерием искусства делятся на пространственные (изобразительные искусства, архитектура, декоративно-прикладные), где образ не изменяется во времени, временные (литература, музыка) и пространственно-временные (кино, театр, танец), где образ существует во времени и пространстве.

Второй критерий – механизм восприятия. В соответствии с ним выделяют зрительные искусства (изобразительные, архитектура, декоративно-прикладные), зрительно-слуховые (кино, театр, танец) и слуховые (музыка). Литература в этой классификации занимает особое место.

Третий критерий исходит из языка искусства. Тогда виды группируются следующим образом: литература, где образ рождается только посредством слова; изобразительные искусства, музыка, танец, архитектура, декоративно- прикладные, которые пользуются особым языком искусства, но не словом; третью группу, в которой сочетаются слово и другие языки, составляют кино, театр, вокальная музыка.

Границы между искусствами подвижны, часто различные виды переплетены или сочетаются. Например, музыкальный театр – это вокал, танец, литература (либретто), театральная живопись. Здесь уместно говорить о полифоническом языке искусств.

Наконец, в некоторых случаях говорят о синтезе искусств, в частности, когда речь идет о храмовом действе. Синтез храмового действия вовлекает в свой круг изобразительное, вокальное искусство, поэзию всех видов. Все, что связано с храмом, – и внешне (архитектурная форма), и внутренне (убранство), и действо – подчинено единой цели – достижению катарсиса, душевного очищения (П. А. Флоренский).

Синтез искусств оказался возможен именно потому, что в основе каждого из них – человеческое переживание, выраженное разными языками – словом, цветом, звуком или формой, поэтому часто художник описывает одни виды искусств через другие. Существует и универсальная основа для подобного синтеза: уже в античном мире было замечено родство математики с искусством.

Искусство и математика

Звуки зависят от чисел, так же, как и линии: гармония, мелодия, рифма, ритм в таком же родстве с числом, как и перспектива, пропорция, контур. Если лишить архитектуру и музыку внутренних законов построения, они рассыплются. Почему мы запоминаем мелодию? Да потому, что звуковые лады организованы, человек навел в мире звуков порядок, организовав их в октавы, а внутри октав построил гамму, т.е. пропорциональную шкалу. Музыка – это чувственное восприятие числа. Она есть "память нашего тела об истории творений, – писал М. Волошин, – поэтому каждый музыкальный такт точно соответствует какому-то жесту, где-то в памяти нашего тела сохранившемуся".

Со времен Пифагора, за 2500 лет музыкальная гамма не изменилась, так же как продолжает действовать в архитектуре канон золотого сечения. Золотое сечение отражает принцип гармонии и имеет точное числовое выражение – 0,618. Это число заложено природой и в пропорции человеческого тела – таково соотношение длины от ступни до талии и от талии до головы. В архитектуре вообще в отличие от живописи, например, где некоторая асимметрия даже необходима для полноты зрительского восприятия, без числа немыслим ни архитектурный проект, ни организация пространства... Недаром О. Шпенглер утверждал, что архитектура – это окаменевшая математика.