Типология девиации Р. Мертона

Один из столпов социологической науки, американский социолог Роберт Кинг Мертон (1910–2003) уловил объективное противоречие между ценностями-целями, на которых акцентирует внимание общество, и практическими средствами-способами их достижения, которыми располагают индивиды в зависимости от иерархического положения в социуме.

"Моя главная гипотеза, – писал Мертон, – как раз и состоит в том, что отклоняющееся поведение можно социологически рассматривать как симптом расхождения между культурно предписанными устремлениями и социально структурированными путями осуществления этих устремлений".

Каждый человек решает, какие средства избрать для достижения провозглашенных обществом целей, при этом не все средства признаются обществом приемлемыми и дозволительными. Для представителей определенных слоев достижение одобряемых целей дозволенными средствами бывает проблематичным. Например, лица, занятые тяжелым неквалифицированным трудом и составляющие низшие имущественные страты, не имеют возможности с помощью законных банковских операций умножать свое богатство.

В соответствии с дихотомией "цели – средства" Мертон выделяет формы приспособления индивидов к жизни в обществе:

конформизм предполагает согласие индивида с целями общества и законными средствами их достижения. "Сеть ожиданий, конституирующая всякий социальный порядок, поддерживается... поведением его членов, выражающим подчинение установленным, хотя, возможно, и постоянно меняющимся культурным образцам". Конформизм у Мертона представляет собой единственный тип недевиантного поведения;

инновация – модель поведения, связанная с усилением акцента в культуре на достижение индивидом цели – успеха. Она заключается в использовании человеком запрещенных аморальных, преступных (но часто эффективных) средств достижения богатства и власти. В этих условиях преступность нередко расширяет свои границы. Помимо преступников из низших социально-экономических групп появляются и "беловоротничковые", развивается антиэтическая практика в бизнесе. Доктрина "цель оправдывает средства" становится ведущим принципом деятельности человека, если возможности достижения социально одобряемых целей нравственными и законными средствами в обществе ограничены;

ритуализм – вид поведения, характеризующийся тем, что индивид отбрасывает цель как находящуюся за пределами достижимого, по не выходит за рамки дозволенного. Сюда можно отнести, например, тех политиков, которые не служат интересам народа, а используют должность как "теплое место обитания"; художников, которые лишь копируют чужие пейзажи и не создают своих полотен. Фактически все ритуалисты отказываются от позитивного творчества в своей профессии, насаждая однообразие и посредственность в практикуемых видах деятельности;

ретреатизм (бегство от действительности) представляет собой отказ и от культурных целей, и от институциональных (дозволенных) средств. Есть "вынужденные" ретреатисты – психически больные люди, которые не интересуют социологов (ими занимаются психотерапевты, психиатры и т.д.). Социологи исследуют тех ретреатистов, которые являются представителями "социального дна" (бродяг, беспризорников, бомжей, нищих и т.п.), а также людей, ушедших из городов, деревень в скиты, живущих отшельниками в лесах и др. Постоянные поражения, жизненные неудачи в битве за "место под солнцем", неприятие обществом "новшеств" религии, которую они исповедуют, приводят их к отказу не только от борьбы за успех, но и от связей с обществом. "Бегство завершено, конфликт устранен, индивид выключен из общества";

мятеж происходит тогда, когда освобождение от господствующих стандартов ведет к попытке ввести новый социальный порядок, ориентированный на достижение обновленных целей культуры. Иначе говоря, это разрушение старой социальной системы и установление новой (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Типология девиации Р. Мертона

Способ адаптации

Одобряемые обществом цели

Социально одобряемые средства

Конформизм

+

+

Инновация

+

Ритуализм

+

Ретреатизм (бегство от действительности)

Мятеж

+

+

Очевидно, что все типы отклоняющегося поведения, предложенные Р. Мертоном, в основном вписываются в общий поток негативной девиации, которая делает общественный порядок в определенной мере неустойчивым, требующим от общества приложения значительных усилий для его поддержания.