Типологические свойства в поведении спортсмена

Несмотря на тесную взаимосвязь поведенческих проявлений некоторых свойств нервной системы и психологических свойств темперамента, между ними нет строгого соответствия. Вместе с тем, учитывая их влияние на поведение спортсмена, можно отметить следующие два вида взаимосвязи между ними:

а) синергизм — одинаково направленное воздействие (например, как сила нервной системы, так и экстраверсия снижают устойчивость к монотонной работе);

б) взаимная компенсация (маскировка, нивелирование проявлений одних свойств, проявлениями других).

Таблица 2.2. Зависимость эффективности деятельности спортсменов от типологических свойств (по Р. Айзенку)

Свойство личности/ Переменная

Интроверсия

Экстраверсия

Нейротизм

Скорость

Низкая

Высокая

Фальстарт

Реакция на нагрузку

Сверхактивная

Вялая

Быстрая утомляемость

Восприятие времени

Более длительное

Более короткое

Время тянется очень долго

Ригидность восприятия

Высокая

Низкая

Низкая

Зрительные представления

Яркие, живые

Слабые, невыразительные

Слабые, невыразительные

Соотношение скорость / точность

Низкое

Высокое

Низкое

Обучение

Быстрое

Медленное

Медленное

Забывание

Медленное

Быстрое

Быстрое

Устойчивость к монотонии

Высокая

Низкая

Низкая

Предпочтение нагрузки

Объемная

Скоростная

Скоростная, непредельная

Как отмечают исследователи, свойства нервной системы (НС), в частности сила, подвижность и лабильность нервных процессов в видах деятельности, связанных со сложными условиями протекания (к которым относится и спорт), являются профессионально важными. Поэтому определяя их особенности, необходимо учитывать такую общую специфику их проявлений.

1. Роль нейродинамических особенностей НС значительна при обеспечении надежности профессиональной деятельности в усложненных условиях ее осуществления, но общая успешность деятельности зависит от их проявлений в меньшей степени.

2. При определении практической значимости свойств НС в профессиональной деятельности необходимо учитывать двойственность их воздействия: например, качества, обеспечивающие высокий уровень выносливости, могут привести к снижению чувствительности и бдительности в деятельности.

3. Связь особенностей нейродинамических проявлений НС с показателями профессиональной деятельности неоднозначна: оптимальными для деятельности часто являются средние значения показателей, а предельные (как высокие, так и низкие) оказываются неблагоприятными.

4. Учет влияния свойств НС необходимо осуществлять не отдельно, а в комплексности их проявлений, поскольку часто они могут компенсировать проявление друг друга.

5. Влияние нейродинамических особенностей НС на успешность усвоения профессиональной деятельности часто происходит опосредованно, поскольку свойства НС во многом определяют специфику протекания психических процессов (компонентов второй подструктуры, которые рассматриваются ниже) и, будучи связанными с психомоторными особенностями человека, создают почву для возникновения многих свойств личности.

6. Влияние нейродинамических особенностей НС на успешность и надежность профессиональной деятельности особенно существенно на начальном этапе освоения профессионально значимых навыков и действий, когда речь идет о менее способных людях. Однако у квалифицированных профессионалов такого влияния нет, оно проявляется только в экстремальных или напряженных ситуациях деятельности и детерминируется уровнем их профессионального опыта.

7. Компенсация негативных проявлений НС возможна только при наличии у человека высокого уровня мотивации к деятельности, что играет существенную роль при осуществлении мероприятий по прогнозу и профессиональному отбору.

Обнаруженные у спортсмена психические процессы, необходимые для успешной специализации в конкретном виде спорта, должны иметь тенденцию к развитию и совершенствованию до уровня, необходимого для достижения высоких результатов в данном виде спортивной деятельности (табл. 2.3).

Таблица 2.3. Психологические требования к спортсменам в различных видах спорта (по Б. П. Яковлеву, В. А. Вагиной)

Вид спорта

Вид

психологической деятельности

Необходимые психические качества

Гольф, городки, кегли, стрельба стендовая и пулевая, стрельба из лука

Сенсомоторный

Развитие органов чувств, сенсомоторные качества

Легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика, велогонки, лыжные гонки, конькобежный спорт, гребля академическая, на байдарках и каноэ

Мобилизирующий, функциональный

Сенсорно-моторные качества; волевые, особенно способность к мобилизации воли, упорство, стойкость и способность к овладению различными способами передвижения

Фигурное катание на коньках, велосипеде, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду

Координационно-эстетический

Артистичность, эстетические и творческие сенсомоторные качества

Автомобильный, мотоспорт, авиационный, планеризм, парашютный, ныряние, бобслей, горнолыжный спорт, прыжки на лыжах с трамплина

Связанный с риском

Чувство риска, смелость, самообладание, решительность, восприимчивость. Эмоциональная устойчивость. Технические навыки и способности

Бокс, дзюдо, борьба

Тоже

Эвристические способности (предвидение, тактическое чутье). Способность к принятию решений, выносливость. Сенсомоторные качества

Бадминтон, теннис, настольный теннис, фехтование

Индивидуально-эвристический

Эвристические способности. Сенсомоторные качества. Способность к овладению спортивными снарядами

Гандбол, футбол, баскетбол, волейбол, хоккей на льду и траве, регби, водное поло

Коллективно-эвристический

Эвристические способности. Коммуникабельность, способность к сотрудничеству. Способность к овладению спортивными снарядами

Шахматы

Тоже

Эвристические способности (предвидение, стратегия, способность к комбинационному мышлению)

В циклических видах спорта важную роль играют стабильность мышечно-двигательных дифференцировок, "чувство ритма", способность к адекватным самооценкам функционального состояния. В скоростно-силовых видах спорта специальные способности основываются на концентрации внимания и психических качествах, связанных с высокой лабильностью нервных процессов, что обеспечивает "взрывную работу" нервно-мышечного аппарата, тонкое "чувство времени".

Барьерный бег — один из видов легкоатлетического многоборья. Для победы в этом виде спорта необходимы скоростно-силовые качества, координация движений, гибкость, специальная выносливость, физическая и психическая работоспособность, а главное — психическая устойчивость

В сложнокоординационных видах спорта необходимо иметь следующий комплекс качеств: точные мышечно-двигательные дифференцировки, пространственную и ориентацию во времени, "чувство ритма", способность к самоконтролю и самоанализу с объективной самооценкой своих положительных и отрицательных сторон подготовки, психическую выносливость и способность эффективно действовать в неопределенных вариативных условиях, значительный объем восприятий, динамическую остроту зрения, чувствительность к контрасту, стойкость к воздействиям ослепляющего света, высокую скорость тактического мышления. Поскольку в последних двух группах, как правило, имеют место последовательные попытки в выполнении упражнений, то в них существенную роль также играют те психические качества, которые обеспечивают правильную мобилизацию психических сил спортсмена непосредственно перед попыткой, стартом.

В играх и единоборствах на первый план выступают качества, в основе которых лежит система психомоторных, перцептивно-интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов. Все эти процессы протекают в непрерывно меняющихся условиях действительности и в связи с необходимостью в кратчайшие сроки воспринимать характеристики ситуации, принимать и реализовывать творческие решения относительно путей и способов проведения соревновательной борьбы. Если бы у тренеров была возможность отбирать для занятий спортом только тех спортсменов, у которых максимально развиты именно необходимые для эффективной специализации и успеха в конкретном виде спорта психические качества и свойства, достижения спортсменов были бы максимальными. Но действительность показывает, что отбор, в частности, по психологическим параметрам, это — длительный, кропотливый процесс, успех которого зависит от многих факторов. Поэтому для успешного отбора спортсменов именно по психологическим качествам необходимо знать, что обычно недостатки развития одних процессов, свойств могут успешно компенсироваться развитием у спортсменов других психических процессов.

В связи с этим, опираясь на многолетнюю работу по психологическому сопровождению подготовки спортсменов различных специализаций (фехтовальщики, баскетболисты), А. В. Родионов отмечает в них распространенность таких компенсаций (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Взаимная компенсация психических проявлений у спортсменов высокой квалификации (по А. В. Родионову)

Недостаточная развитость психологического процесса, свойства, черты

Психологические компенсации

Недостатки тактического мышления

Скорость двигательных реакций. Устойчивость и распределение внимания. "Чувство времени". "Чувство дистанции"

Недостатки распределения внимания

Скорость восприятия и умственных реакций.

Точность мышечно-двигательных дифференцировок

Недостатки переключения внимания

Скорость двигательных реакций. Способность точно прогнозировать изменение ситуации в ближайшем будущем. "Чувство времени"

Недостатки скорости двигательных реакций

Способность к прогнозированию. "Чувство дистанции". "Чувство времени".

Распределение внимания и его устойчивость.

Тактическое мышление

Недостатки точности мышечно-двигательных дифференцировок

Внимание.

Скорость двигательных реакций. "Чувство времени"