Типичные образцы заключений патопсихолога по данным экспериментально-психологического исследования

Пример 1. Испытуемая Б., обвиняется в хищении важных документов. Задача исследования: дифференциальная диагностика между шизофренией и психопатией. Экспертам-психиатрам кроме традиционных вопросов о наличии душевного заболевания у Б. и ее способности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими следователем был задан вопрос о склонности Б. к патологическому фантазированию.

Во время исследования испытуемая держится ровно, спокойно, на вопросы отвечает последовательно, по существу. Цель экспертизы понимает верно, свое психическое состояние в период инкриминируемых ей действий и в настоящее время оценивает как "нормальное". Причины суицидальной попытки объясняет кратко ("не нашла выход из сложившейся ситуации"), свои переживания не раскрывает. Жалоб не предъявляет.

При выполнении экспериментальных заданий инструкции усваивает, придерживается их в работе. Уровень притязаний достаточно высокий. Выраженных расстройств внимания и умственной работоспособности не обнаруживается, темп деятельности средний.

Объем запоминания в пределах нормы. При непосредственном запоминании из 10 слов воспроизводит 5, 10, спустя 1 ч — 9 слов. При опосредованном запоминании ("Пиктограмма") из 15 понятий, опосредованных образными ассоциациями, верно воспроизводит все 15. Ассоциации в целом высокого уровня (метафорические, символические), в ряде случаев — формальны и отдаленны. Например, на слово "одиночество" рисует дерево ("есть песня про рябину в поле, которая стоит одна"), понятие "надежда" опосредует рисунком телефона ("обычно все хорошие новости я узнавала по телефону").

При исследовании мыслительной деятельности на фоне доступности испытуемой категориальных обобщений в целом обнаруживается неравномерность процесса обобщения с трудностями дифференцирования существенного и несущественного и эпизодическим снижением качества ответов вне зависимости от объективной сложности стимульного материала (может сложные задания выполнять на категориальном уровне, а более простые — на конкретно-ситуационном). Выявляется нечеткость мышления с использованием широких обобщений: так, объединяет в одну группу цветок, яблоко и пальто ("везде растения, если пальто из х/б — тоже растение"), противопоставляет изображение журавля группе предметов, состоящей из молотка, стола и очков ("журавль — это полет, свобода, а остальное — приземленное, усидчивость, работа"), находит общее между сумкой, чемоданом, кошельком и книгой в том, что это "вместилища", при этом указывает, что книга - "вместилище духовных, а другие — материальных вещей", находит различие между ветром и солью в том, что "соль — материальная субстанция, а ветер ни увидеть, ни подержать нельзя". В ряде случаев использует при обобщении маловероятные латентные признаки объектов. К примеру, объединяет гитару, телефон и радио — "звук издают", находит общее между ботинком и карандашом — "ботинком можно писать, подошва пишет на иолу, рисует на песке, снегу", различие между рекой и озером объясняет тем, что "река — это полоса, а озеро — это крут или овал". Условный смысл пословиц передает верно. Способна к установлению логических связей и отношений ("Пиктограмма", "Исключение предметов", "Исключение понятий", "Пословицы", "Простые аналогии", "Сравнение понятий").

Применение проективной методики ТАТ (Тематический апперцептивный тест) и направленной беседы повышенной склонности к фантазированию не обнаруживает. Напротив, рассказы, продуцируемые испытуемой по неструктурированным сюжетным картинкам, очень кратки, редуцированы, в них отсутствуют проникновение во внутренний мир персонажей, развитие сюжета. Действия персонажей характеризуются неконкретно, приблизительно, не может придумать, что предшествовало ситуации, изображенной на картинке, и чем она закончится.

Поданным ММР, опросника Кеттелла и теста Розенцвейга выявляются следующие И ПО: выраженная интровертированность, отгороженность, эмоциональная холодность, независимость от групповых мнений и опенок, сниженная чувствительность к нюансам межличностного общения, нерешительность, сдержанность, подчиняемость, ригидность установок, эмоциональная незрелость, высокий контроль своего поведения, склонность усложнять внутренние проблемы и фиксироваться на фрустрирующих обстоятельствах, хорошее осознание социальных требований, эмоциональная устойчивость. Следует отметить невыраженность в настоящее время тревоги и эмоциональной напряженности.

Таким образом, при ЭПИ на первый план выступают нарушения мыслительной деятельности: нечеткость мышления и неравномерность процесса обобщения с трудностями дифференцирования существенного и несущественною, эпизодическим снижением качества ответов вне зависимости от объективной сложности заданий, искажение процесса обобщения с использованием широких обобщений и маловероятных латентных признаков объектов, а также отдаленных ассоциативных связей. Выраженных расстройств внимания, памяти, умственной работоспособности не обнаруживается. Интеллектуальный уровень в целом высокий испытуемая способна к абстрагированию, объяснению условного смысла, установлению логических связей. Повышенной склонности к фантазированию не отмечается. Выявляются следующие ИПО: выраженная интровертированность, отгороженность, эмоциональная холодность, независимость от групповых мнений и оценок, сниженная чувствительность к нюансам межличностного общения, нерешительность, сдержанность, подчиняемость, ригидность установок, эмоциональная незрелость, высокий самоконтроль, склонность усложнять внутренние проблемы и фиксироваться на фрустрирующих обстоятельствах, осознание социальных требований, достаточно высокий уровень притязаний, эмоциональная устойчивость. Следует отметить невыраженность в настоящее время тревоги и эмоциональной напряженности.

Окончательный диагноз: "Шизофрения".

Пример 2. Испытуемый Ш., обвиняется в убийстве. Задача исследования: дифференциальная диагностика — разграничение расстройства личности и органического психического расстройства.

Во время исследования испытуемый подробно рассказывает о себе, о содеянном, часто плачет. Склонен в сложившейся ситуации обвинять себя, свою "бесхарактерность". Считает себя "очень нервным". Фон настроения снижен. Эмоционально неустойчив. Оценивая свои качества, говорит, что он "довольно умный, с хорошим, но податливым характером", заявляет, что "если бы все такие были, как я, — легче бы жилось".

При выполнении заданий придерживается инструкций, активно интересуется результатами выполнения отдельных заданий и всего исследования, мнением экспериментатора о своих способностях. В ходе исследования в целом и в отдельных методиках обнаруживаются колебания умственной работоспособности (например, на пять таблиц Шульте затрачивает соответственно 90, 75, 50, 85, 72 с), нарушения концентрации и распределения внимания. Темп сенсомоторной деятельности замедлен (12—22 счетных операций в минуту в "Счете по Крепелину"). Под влиянием сильной мотивации достижения деятельность дезорганизуется.

Объем запоминания существенно снижен. При непосредственном запоминании 10 слов воспроизводит: 4, 6, 5. 5. 6. спустя 1 ч — 5 слов. В "Пиктограмме" воспроизводит верно 5 и 4 — близко но смыслу из 15 опосредованных образными ассоциациями понятий.

Образные ассоциации адекватны, конкретного уровня, отражают ситуационные переживания испытуемого. Например, при предъявлении слова "печаль" рисует склонившуюся березу: "Природа... а здесь природы нет — одна тоска". При объяснении опосредующей связи понятия и образа склонен к рассуждательству. Вербальные ассоциации в целом адекватны. Выявляется бедность ассоциативных связей: на несколько разных слов-стимулов отвечает одинаково: "любовь — вражда", "мир — вражда", "измена — вражда". Обнаруживаются выраженные колебания времени реакции (от 1 до 20 с) на общем фоне замедленного ассоциирования (в среднем латентный период ответных ассоциаций — 2—5 с).

При исследовании мыслительной деятельности выявляются снижение уровня обобщения, недостаточность абстрагирования, конкретность мышления. Обобщает предметы по конкретно-ситуационным связям, второстепенным конкретным признакам, затрудняется в подборе обобщающего слова для группы предметов или понятий ("Классификация предметов", "Исключение предметов", "Исключение понятий"). Не может объяснить переносный смысл пословиц, малознакомых или незнакомых испытуемому ("Объяснение пословиц"), не сразу улавливает смысл короткого рассказа ("Проба Эббингауза"), с трудом устанавливает последовательность событий по серии сюжетных картинок. В объяснение простых пословиц привносит собственные переживания, факты своей биографии. В ходе выполнения заданий контроль умственных действий снижен.

Личность испытуемого (но данным теста Розенцвейга и теста "Самооценка") характеризуется эмоциональной неустойчивостью, эгоцентризмом, ригидностью, склонностью к реакциям самообвинения в сочетании со стремлением возложить ответственность за конфликты на окружающих.

Таким образом, ЭПИ выявляет интеллектуально-мнестическое снижение — снижение объема непосредственного и опосредованного запоминания, низкий уровень обобщения и абстрагирования, конкретность мышления в сочетании с колебаниями умственной работоспособности, замедленность темпа деятельности, нарушения концентрации и распределения внимания.

Контроль умственных действий в ходе исследования снижен. Отмечается дезорганизация деятельности под влиянием аффективно значимых воздействий.

Обнаруживаются следующие ИПО: слабодушие, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, ригидность, склонность к реакциям самообвинения в сочетании со стремлением возложить ответственность на окружающих в стрессовых ситуациях. Состояние испытуемого характеризуется сниженным фоном настроения и фиксацией на собственных переживаниях.

Диагноз комиссии экспертов-психиатров: "Органическое поражение головного мозга травматического генеза с аффективной неустойчивостью".

Пример 3. Испытуемый В., 15 .чет, обвиняется в краже. Предположительный диагноз — "Умственная отсталость". Задача исследования: установление степени выраженности психических изменений.

Испытуемый в начале беседы пял, пассивен, характеризует себя как "заядлого хулигана". Говорит, что у него "никогда ничего не получается". В ходе исследования оживляется, начинает обнаруживать адекватные эмоциональные реакции, самооценка выравнивается. Правонарушение отрицает. Заявляет о своем согласии с мнением врачей, что у него "эпилепсия, олигофрения, умственная отсталость, задержка развития — это же не я ставил, а они с детства".

Задания выполняет в достаточно быстром темпе, усваивая инструкции с первого раза. При выполнении заданий ориентируется на оценки экспериментатора, соглашается с его замечаниями, стремится учесть их при исправлении своих ошибок.

Запас общих сведений и знаний достаточный — называет фамилии известных писателей, космонавтов, руководителей правительства ряда стран, перечисляет страны света, столицы крупных государств и т.п.

Обнаруживает хорошую ориентировку в практических ситуациях (из субтеста Векслера).

Процесс запоминания в пределах нормы. Динамика заучивания 10 слов (непосредственное запоминание): 5,6,8,9,10, отсрочено (через час) воспроизводит 9 слов. При опосредованном запоминании (метод "Пиктограмма") из 10 понятий, опосредованных образами, воспроизводит точно — 9 и близко по смыслу — 1 понятие.

Опосредование понятий образами затруднений у испытуемого не вызывает — продуцирует образные ассоциации быстро, способен опосредовать и абстрактные понятия типа "печаль", "развитие" и пр. По содержанию образы адекватны, по уровню в основном конкретны, но в отдельных случаях — и более высокой степени обобщенности.

При исследовании мыслительных процессов выявляется достаточно высокий уровень обобщения и абстрагирования — испытуемый правильно группирует предметы ("Классификация предметов"), дает образованным группам обобщающие названия, на последнем этапе справляется с образованием более обобщенных групп предметов ("живые существа", "хозяйственные принадлежности", "растительные").

Испытуемый обнаруживает понимание причинно-следственных логических связей как на вербальном, так и на наглядно-образном материале. Правильно устанавливает последовательность событий по серии сюжетных картинок, составляет по ним рассказы, улавливая подтекст разворачивающегося сюжета. Справляется с завершением предложений, прерывающихся на "потому что..." и "хотя...".

Выявляется недостаточная сформированность навыков счета и письма — пишет медленно, с грамматическими ошибками; в арифметических операциях сложения и вычитания допускает ошибок мало, но считает очень медленно (в "Счете по Крепелину" 15—25 операций в минуту).

При исследовании конструктивного мышления ("Кубики Кооса") самостоятельно справляется со складыванием простейших орнаментов из четырех кубиков. При переходе на девять кубиков испытывает затруднения, но поеме дозированной помощи — объяснения экспериментатором принципа выполнения задания — усваивает способ действия и осуществляет перенос усвоенного способа на другие варианты орнаментов.

В ходе исследования обнаруживаются нерезко выраженные нарушения распределения и переключения внимания.

Таким образом, при ЭПИ выявляется достаточный запас общих сведений и знаний, ориентировка в практических ситуациях.

Объем запоминания в пределах нормы. Уровень обобщения и абстрагирования достаточный — на фоне конкретных группировок объектов испытуемый способен и к более категориальным обобщениям. Формальная логика суждений, способность к установлению причинно-следственных связей не нарушены. Недостаточно сформированы навыки письма, счета, оперирования зрительно-пространственными представлениями.

Обнаруживается обучаемость испытуемого. Отмечаются нерезко выраженные нарушения распределения и переключения внимания.

На основании клинического исследования и с учетом заключения психолога испытуемому был снят диагноз "Умственная отсталость", установлена "Социальная и педагогическая запущенность".

Ключевые понятия (тезаурус)