Тезаурус

(От греч.— сокровище) означает совокупность адаптированного категорийно-понятийного аппарата, систему понятий, дефиниций и их взаимосвязей в процессе исследования и представления конкретной области знаний.

Широкое использование определяющих понятий теории организации во всех областях знаний обусловливает особое значение разработки, развития и использования ее тезауруса.

Формирование этого комплексного инструментария решает задачу описания, систематизации, координации и развития научных исследований, становления универсального научного языка, прежде всего социально-экономических дисциплин. Он объективно становится общей базой, обязательной составляющей тезауруса любой области знаний уже потому, что непосредственно обслуживает научную коммуникацию. Но его главное значение проявляется в обеспечении формирования единой методологической и методической основы отражения, представления, совершенствования и развития системы паук в целом.

Это обусловило постановку и проведение длительного, в основе своей философского, а по сути — эмпирического процесса отбора, определения, разработки содержания и формулирования основного свода применяемых терминов. При этом особое внимание уделялось выделению первичности, производность, последовательности состава и содержания понятий, определению и отражению конфигураций их взаимосвязи и применения, построению единой универсальной модели комплекса основополагающих организационно-методических понятий и категорий теории организации.

Приоритетно, последовательно и параллельно с этим процессом определение и разработка многих понятий тезауруса теории организации осуществлялись такими областями знаний, как история, логика, лингвистика, информатика, юриспруденция и др. Ряд конкретных терминов, например таких, как иерархия, полномочия, статус, впервые вводились, определялись и использовались законодательными и подзаконными актами, нормативными документами.

Наконец, теоретическое и практическое применение значительного числа понятий и категорий современной организационной науки сложилось исторически и является общепринятым. Это определило особое место тезауруса теории организации в едином процессе построения, развития и применения всей совокупности знаний и навыков организации в современной научной сфере и практической деятельности.

Это привело к тому, что формирование тезауруса теории организации осуществлялось дискретно, по мере востребования конкретных терминов теми или иными дисциплинами. В значительной степени именно это обусловило необходимость представить такую систему в целом, уточнить формулировки основных понятий и категорий, выявить, идентифицировать и структурировать взаимосвязи между ними, классифицировать и эшелонировать построение и применение тезауруса теории организации.

По прежде чем приступить к построению тезауруса теории организации, необходимо четко определиться с все чаще и разнообразнее применяемым понятием "парадигма". В теоретических исследованиях, научных обсуждениях и публикациях, современных информационных системах оно употребляется в самом разнообразном контексте, порой допускается его необоснованно широкое толкование.

В настоящее время термин "парадигма" воспринимают, понимают и применяют в качестве модели, образца, примера, формы, структуры, последовательности и даже "сухого остатка" отражения устоявшейся проблемы, идеи, позиции или системы взглядов [19, 67, 79, 94]. Такое достаточно свободное применение данного термина существенно усложняет и ограничивает адекватное понимание изучаемых проблем, что противоречит цели и сущности его введения в практику мирового научного языка.

Постановочно-методическую, учебно-познавательную, инструментально-коммуникационную природу определения, введения и применения термина "парадигма" подчеркивал в прошлом веке известный историк науки Томас Кун, впервые употребивший его в исследовательском сообществе. Он предполагал, что вне зависимости от принятого в конкретной области знаний категорийно-понятийного аппарата, его индивидуального понимания или способа и сферы применения именно парадигма приобретает методические функции организации общепринятой и понятной системы научных взглядов, исполняя роль ее концептуально-образующего начала, структурно-объединяющей основы. В этом смысле она действительно отражает суть, квинтэссенцию любой достаточно разработанной, обоснованной и сформулированной системы взглядов, научных знаний, сложившегося мировоззрения, представляющей их главные положения.

Сегодня в научном общении большинством ученых под парадигмой понимается следующее.