Тест оценки умственного развития Вине – Симона

В 1905 г. по заказу министерства образования Франции А. Вине впервые разработал методику, с помощью которой можно было оценивать умственное развитие детей. Для каждого возраста были разработаны тесты умственного развития, которые решались детьми определенного возраста из экспериментальной выборки, составляющей 300 испытуемых. Решение задач 80–90% детей являлось критерием оценки нормы данного хронологического возраста.

Испытание начиналось с выполнения нормативных заданий. Если испытуемый справлялся с предложенным тестом, ему предлагались задания для более старшего возраста. Если же он нс мог решить задачу, тестирование прекращалось. Максимальный возраст, задания которого удавалось решить ребенку, фиксировался как его базовый умственный рубеж.

Детям младше шестилетнего возраста предлагаюсь выполнить четыре задания, детям старше шести лет – шесть. Каждое задание, выполненное сверх возрастного норматива, отражаю два месяца (6 задач по 2 месяца = 12 месяцев). Например, если ребенок, хронологический возраст которого шесть лет, решил все задачи для шести лет и выполнил три задания для семи лет, то его умственный возраст составит шесть лет и шесть месяцев. Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось либо показателем умственной отсталости (когда ребенок не справился с нормативными задачами своего возраста), либо одаренности (когда ребенок решил задачи старшего норматива).

Американский психолог Л. Термен является соавтором теста Вине – Симона. Усовершенствовав данный тест (шкала Стэнфорд – Вине), он привел его к так называемому показателю интеллектуальности. В настоящее время этот показатель наиболее популярен при исследовании общих ментальных способностей людей. Коэффициент интеллектуальности позволяет соотнести уровень испытуемого со средним уровнем социальной, возрастной или профессиональной группы.

Шкала Стэнфорд – Вине построена на основе закона нормального распределения Гаусса – Лапласа. Средний показатель, соответствующий популяционной норме, составляет 100 баллов. В так называемую зону средних, ограниченную стандартным отклонением +15–16 баллов, попадают значения показателей IQ приблизительно 68% испытуемых. Остальные результаты представляют высокие и низкие показатели IQ. Людей с очень низким и очень высоким уровнем способностей крайне мало (рис. 3.1). Если результат ребенка выше тестовой нормы и достигает 116 баллов, то он, по мнению авторов, считается одаренным.

Шкала Стэнфорд – Винс применяется во всем мире, известна в нескольких редакциях (1937, 1960, 1972, 1986).

Однако со стороны психологов можно услышать много критики в ее адрес.

Рис. 3.1. График распределения показателей в соответствии с законом нормального распределения (по Пегастару)[1]

"Прогрессивные матрицы" Дж. К. Равена[2] предназначены для оценки способности человека к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Тест состоит из невербальных заданий (матриц), что имеет большое значение, так как это уменьшает влияние на его результаты знаний, полученных в процессе жизнедеятельности испытуемых[3].

В инструкции к методике дается информация только о процессуальной стороне решения задач. Принципы, заложенные как решающие правила, не раскрываются.

Методика состоит из 60 таблиц-заданий (пять серий). В каждой серии таблицы составлены в порядке возрастания трудности и усложнения от серии к серии. Испытуемые, просматривая матрицы, выявляют определенную закономерность и выбирают верный, с их точки зрения, ответ. Серия "A" построена на принципе установления связей в структуре матриц, использования операции дополнения целостной структуры недостающим фрагментом. Серия "В" – на принципе аналогии между парами фигур, использования умственной операции поиска аналогичных признаков в рисунках, а также определения оси симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. Серия "С" – по принципу прогрессивных изменений в структуре матриц, используется операция поиска принципа развития рисунка матриц. Серия "D" – по принципу перегруппировки фигур и поиска этой перегруппировки в горизонтальном и вертикальном направлениях. "Серия Е" основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы, используются умственные операции анализа и синтеза.

Правильность решения заданий-матриц проверяется при помощи "ключа" и оценивается в соответствии с таблицей перевода в баллы (приложение 3). На решения всех заданий отводится 20 мин.

Данный тест довольно хорошо зарекомендовал себя в исследованиях так называемого культурно-свободного интеллекта. В профессиональной диагностике популярны также подобные ему методики CFIT Р. Кеттелла и АРМ Дж. К. Равена[4].

Интеллектуальный тест CFIT (дословный перевод с английского – "свободный культурный интеллектуальный тест"), созданный в 1949 г. Р. Б. Кеттеллом и А. К. Кеттеллом, принадлежит к свободным от культурологического влияния тестам[5]. Он появился как результат усилий авторов в преодолении недостатков при измерении общих интеллектуальных способностей (интеллигентности) с помощью традиционных методик. Эти методики содержат преимущественно вербальный материал, отражающий свойства культурных наслоений социума, к которому принадлежали их составители.

Концептуальная валидность. Авторы этого метода, как и другие психологи с подобными интересами, ставили перед собой цель создать тест, свободный от культурологического влияния и в минимальной степени зависимый от специфики социально-культурных условий. Доказательством этому явились межнациональные исследования, в которых было установлено отсутствие значимых различий в результатах тестирования популяций различных стран[6]. Еще одним преимуществом данного метода по сравнению с традиционными тестами общего интеллекта является относительная стабильность по времени[7].

Концепция интеллигентности Р. Кеттелла выдвинута в рамках классического направления английской школы, представителями которой являются Ч. Спирмен, С. Барт, П. Бернан и др. Это направление определяет общие способности, основываясь на эмпирическом доказательстве факта, что между различными видами познавательной деятельности существует положительная корреляция. Именно этот факт был положен в основу введения широко известного понятия "общий (генеральный) фактор", обозначенный как "G"[8].

Такое понимание интеллекта (в духе традиций Ч. Спирмена) является в теории Р. Кеттелла исходным. Новое здесь – разделение "G" на два одинаково важных, но различных по содержанию фактора: общая флюидная интеллигентность (intelligence fluide)"gf" и общая кристаллизованная интеллигентность (intelligence cristallisee) – "gc".

По мнению Р. Кеттелла (1967), у каждого человека уже с рождения имеется потенциальный, или "жидкий", интеллект – "gf". Именно он лежит в основе способностей к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. Под "gf" понимаются преимущественно биологически детерминированные способности человека, врожденный умственный потенциал, который обусловливает успех деятельности, требующей нахождения сложных взаимосвязей и манипулирования ими. Кеттелл указывал, что "в развитии индивида первоначально есть одна-единственная (нерасчленепная) общая способность восприятия взаимосвязей, которая связана с тотальным, ассоциативным развитием мозга. Эта общая сила находит свое применение в любой сенсорной или моторной сфере и во всяком процессе селекционного извлечения из памяти. Тем не менее она не связана ни с какими специфическими навыками и умениями или с сенсорной, моторной или какой-либо другой сферой. В плане логических операций флюидные способности охватывают все виды взаимоотношений: часть - целое, распознавание сходств, причинные взаимосвязи, индукция, дедукция, пространственные отношения. Короче говоря, флюидная интеллигентность выражает тот уровень сложности взаимоотношений между объектами, который индивид в состоянии воспринять тогда, когда задача не может решиться только на основе имеющихся в памяти схем разрешения проблем"[9].

Параллельно с "gf" формируется "кристаллический" интеллект – "gc", состоящий из различных навыков и знаний (лингвистических, математических, социальных и т.п.), которые субъект приобретает по мере накопления жизненного опыта. Устанавливаются перцептивные и моторные умения, также связанные с различными социальными сферами. Кристаллизованные способности обусловливаются социально-культурными факторами, спецификой образования, некоторыми личностными особенностями (память, интересы, мотивация и т.д.), другими характерными чертами индивидуального развития. Они проявляются там, где способ мышления является результатом. Именно кристаллизованные способности выявляются традиционными тестами, где оцениваются механические умения, понимание, оценки и суждения в социальной или иной области (тесты о речевом запасе, об оперировании числами и др.).

И флюидные, и кристаллизованные способности – факторы второго порядка относительно общих способностей. Флюидные способности значительно влияют на них в тех ситуациях, когда требуется оперирование новым материалом или установление отношений между незнакомыми элементами. Так как флюидные способности активируются в решении любого вида сложных задач, то они, по выражению Р. Кеттелла, "инвестированы" в кристаллизованные способности субъекта. Поэтому между ними имеет место положительная корреляция. Однако на кристаллизованные способности также оказывают большое влияние мотивация, организация обучения, уровень образованности и другие факторы.

Не совсем понятно, что представляют собой кристаллизованные способности. Сам Кеттелл говорил, что кристаллизованный фактор до конца не изучен. Видимо, судя по текстам Кеттелла и других, флюидные способности напоминают меру структурированности способностей человека в процессе усвоения новой, сложной информации, а кристаллизованные способности – результирующую этого усвоения.

Флюидный и кристаллизованный факторы постоянно взаимодействуют. В частности, флюидный фактор служит предпосылкой формирования и развития кристаллизованного интеллекта. Кристаллизованные способности, связанные с возрастом, некоторым образом по мере обогащения сепарируют флюидный интеллект.

Эмпирическая валидность. Методика Р. Кеттелла относится к категории тестов с высокой объективностью результатов. Условия решения заданий и оценка результатов строго регламентированы, что позволяет в процессе тестирования снизить субъективное влияние на испытуемых со стороны психолога.

Авторы методики проводят валидизации) на основе показателей факторного анализа, ссылаясь на факторную насыщенность всех четырех субтестов. То есть показатели субтестов соотносятся с так называемой общей интеллигентностью на уровне следующих корреляций: первый субтест – 0,53; второй – 0,68; третий – 0,89 и четвертый – 0,99.

В центре прикладной психологии во Франции эти результаты находятся в пределах 0,78–0,83, что считается вполне удовлетворительным и применимым в реальной психодиагностической практике.

Методика СFIT исследует флюидные способности, а именно способности "извлекать взаимосвязи и отношения", которые являются наиболее постоянной характеристикой и используются в различных областях диагностики – вербальной, социальной, пространственной и числовой. Несмотря на то что тест Р. Кеттелла не содержит вербального материала, он относительно точно предсказывает уровень развития вербальных способностей[10]. Кроме того, методика более высоко коррелирует со школьной успеваемостью, чем известные традиционные тесты[11].

Исследования статистических связей С FIT с другими традиционными тестами общих способностей, в частности со шкалами Бине и Векслера, показали относительно высокие корреляции, соответственно 0,71–0,83 и 0,84.

Надежность. Авторы теста CFIT, проделав значительную работу по определению надежности методики, публикуют данные о коэффициентах эквивалентности (надежность Спирмена – Брауна), ретестовой надежности и гомогенности (метод расщепления). Полученный коэффициент эквивалентности на выборке около 400[12] детей составил приблизительно 0,7. Тест-ретест надежности на американской взрослой выборке 200 человек с высшим образованием составил 0,82 и детской (450 одиннадцатилетних детей) – 0,85. Приблизительно такие же данные были получены в Италии и Франции. Коэффициент гомогенности, полученный на различных экспериментальных выборках студентов (неанглоговорящих американцев и мексиканцев), соответствовал 0,7–0,92. И наконец, величины коэффициентов так называемой внутренней консистентности, вычисленных при помощи формулы Кудера – Ричардсона на болгарской популяции объемом более 1700 человек в возрасте от 11 до 35 лет, находились в пределах от 0,68 до 0,82.

Методика Р. Кеттелла стандартизирована. Известны три стандартизации. Прежде всего это оригинальная стандартизация авторов на американской и британской популяциях в возрасте от 9 до 80 лет (5214 человек). Вторая стандартизация была проведена 3. Хейналом и Н. Янушковой в Чехословакии на выборке из 1633 юношей-допризывников. Третья – болгарская стандартизация – проведена на людях в возрасте от 11 до 60 лет. Объем экспериментальной выборки составил 2065 человек. Средние значения и стандартные отклонения в соответствии с возрастным, гендерным и образовательным диапазонами приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Средние значения х) и стандартные отклонения (δν) но данным исследований при помощи теста Р. Кеттелла (болгарский вариант стандартизации)

Возраст

11 лет

12–14 лет

15–17 лет

18–35 лет

Пол

М

Ж

М

Ж

М

Ж

Образование

К

24,2

23,8

27,8

27,1

31,2

29,5

начальное

среднее

высшее

δx

6,2

5,8

5,6

5,8

5,5

5,9

7,5

6,9

5,6

N (человек)

80

84

276

299

136

227

101

369

169

Структура и характеристика методики. Тест CFIT включает три шкалы. CF-1 предназначена для изучения способностей детей от четырех до шести лет. CF-2[13] оценивает интеллектуальные способности детей старше восьми лет и взрослых людей, которые не могут квалифицироваться как какая-либо социальная группа. CF-3 предназначена для изучения способностей одаренных личностей и студентов.

Каждая шкала может использоваться в виде отдельного теста. Наиболее часто применяется на практике шкала CF-2А, универсальная для любой популяции.

Эта шкала включает четыре субтеста. Первый субтест называется "Серия" и содержит 12 задач, сгруппированных по нарастанию сложности. Каждое задание состоит из трех фигур, расположенных в определенном порядке. Задача испытуемых состоит в поиске закономерности их расстановки и выборе одной из предложенных альтернатив, которая правильно (по найденной закономерности) продолжает ряд. Расположение фигур отражают следующие тенденции: возрастание количества геометрических элементов в фигуре, возрастание размеров элементов фигур и изменение пространственного расположения элементов в фигуре, а также комбинации этих трех тенденций. Время выполнения субтеста – 3 мин.

Второй субтест назван "Классификация" и состоит из 14 задач, также сгруппированных по степени трудности. В ряду, состоящем из пяти фигур, четыре фигуры объединены по одному признаку (похожи). Пятая фигура выбивается из общего ряда. Испытуемый должен ее найти. Объединяющим признаком может быть форма, количество, расцветка и пространственное расположение элементов фигуры. Время работы по выполнению данного субтеста – 4 мин.

Третий субтест – "Матрица" – состоит из 12 задач, построенных по принципу, изложенному в первом субтесте. Специфика субтеста состоит в том, что закономерности проявляются как по горизонтали, так и по вертикали и диагонали. В данном задании систематизация элементов матрицы происходит в соответствии со следующими тенденциями: количество, цвет, размер, форма, пространственное расположение элементов фигуры и комбинации этих признаков. Время выполнение субтеста – 3 мин.

Четвертый субтест называется "Типология". Он содержит восемь задач возрастающей трудности, особенностью которых является расположение в одном рисунке от трех до пяти фигур, находящихся в определенном пространственном соотношении. Испытуемый должен выбрать такое соотношение фигур, которое определено в эталоне-образце. Время решения – 2,5 мин.

Таким образом, общее время работы с тестом составляет 12,5 мин.

При обработке результатов испытуемым начисляется один "сырой" балл за верно выполненное задание. Поэтому в первом субтесте набранное количество баллов может составить от 0 до 12, во втором – от 0 до 14, в третьем – от О до 12 и в четвертом от 0 до 8. Общий суммарный балл за все решенные субтесты теоретически может составить от О до 46 (приложение 4).