Тестирование достижений и развития

Тест (англ. – test) означает задачу, исследование, испытание. Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, определять параметры педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, можно указать прежде всего на использование тестов успеваемости (обученности). Широко применяются тесты элементарных умений, таких как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности – выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

Различают тесты скорости и тесты мощности. В первом случает у испытуемого обычно недостаточно времени для ответа на все вопросы, ведь нужно отвечать очень быстро и правильно. В тестах мощности скорость не имеет значения, здесь важны глубина и основательность знаний. Большинство практических школьных тестов составляется для проверки достигнутого уровня обученности и функционирует в режиме щадящего контроля.

В отличие от тестов задания тестового типа используются для текущего контроля и содержат небольшое количество вопросов (обычно от 5 до 10).

Задание. В практике применяется множество разновидностей тестовых заданий. Приведем примеры по курсу теоретической педагогики. Анализируя их, пытайтесь давать правильные ответы.

1. Задания, требующие конкретных коротких ответов на вопросы, начинающиеся со слов "кто", "где", "когда", "что", а также "почему", "как" и т.д. Например:

Что показывает коэффициент умственного развития?

2. Задания, в которых надо заполнять пропуски. Например:

Тестированиеэто... обследование, проводимое в... и позволяющее...

3. Тестовые задания с выбором ответа. Например:

Можно ли отделить педагогическое тестирование от психологического? Варианты ответа: 1) да; 2) нет; 3) условно; 4) не знаю.

4. Тестовые задания с усложненным выбором ответа. Например:

Какие тесты служат для диагностики успеваемости?

а) интеллектуальные;

б) диагностические;

в) обученности;

г) классификационные;

д) аналитические.

Известны и другие способы организации тестовых заданий, например тестовые задания на определение соответствия, последовательности, на умение выявить, распознать, найти определенный объект, классифицировать по заданным признакам и т.д. В настоящем учебнике использована разновидность теста, в котором нужно выявить истинность или ложность суждения. Такие тесты относятся к интеллектуальным.

Тест обученности – это совокупность заданий, ориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных частей содержания. Основную задачу тестирования можно сформулировать как объективное определение знаний обучаемого на основе представления предметной области в виде совокупности вопросов (задач). Выделяют два основных подхода к тестированию знаний, умений, школьных достижений:

а) тестирование стандартов, т.е. установление индивидуальной разницы в знаниях, определение того, насколько они приближены или удалены от требований государственного стандарта;

б) тестирование критериев, т.е. определение фактического уровня знаний, умений (по теме, разделу, курсу), удовлетворяющего принятым критериям.

Тесты обученности, или школьные тесты, подразделяются:

• на тесты общих умственных способностей, умственного развития;

• тесты специальных способностей в различных областях деятельности;

• тесты обученности, успеваемости, академических достижжений;

• тесты для определения отдельных качеств (черт) личности (памяти, мышления, характера и др.);

• тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных качеств и т.п.) и др.

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

– относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;

– однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

– правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

– относительно краткими, требующими сжатых ответов;

– информационными, т.е. обеспечивающими возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалами измерений;

– удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;

– стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования (измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения).

При переходе на тестирование необходимо помнить, что:

1) педагогический тест – это система заданий возрастающей трудности;

2) утверждение (задание) теста в зависимости от ответа превращается в истинное или ложное;

3) задание сформулировано четко и однозначно;

4) каждое задание относится к определенному фрагменту учебного материала.

Применение тех или иных тестов будет наиболее эффективным и обеспечит надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания со всеми другими группами тестов, поэтому тестовые испытания всегда имеют комплексный характер. Делать общие выводы, например об уровне развития обучаемых, на основе применения лишь тестов обученности было бы непростительной ошибкой. Когда ставится задача диагностирования обученности в связи с достижениями и развитием личности, нужно применять соответствующие виды тестовых заданий и предписанные им методики измерения, не забывая о локальном характере диагностирования.

При разработке тестов нужно учитывать, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (различимость).

Контроль и проверка учебных достижений с помощью тестов становится превалирующим методом контроля в мировой педагогике. Преимущества тестового контроля с компьютерной поддержкой подтверждены исследованиями и многолетним опытом. В частности, к их достоинствам относятся:

• объективность, которой трудно достичь с помощью иных методов;

• простота и наглядность оценивания но равномерной шкале от 0 до 100 единиц (процентов или баллов);

• незначительные затраты времени на процедуру;

• массовость и общедоступность тестовых систем;

• применение стандартизированных тестов, соответствующих государственному уровню образования;

• возможность международного тестирования достижений;

• умеренная стоимость тестирования.

Тестирование снимает множество проблем, неизбежно возникающих при субъект-субъектных отношениях, когда полученная оценка существенно влияет на дальнейшую судьбу ученика. Вопрос, применять или не применять компьютерное тестирование, уже не является дискуссионным: применять на всех уровнях во все возрастающем объеме, постепенно устраняя недостатки, основная масса которых обусловлена качеством тестов.

Один из главных принципов тестирования – помощь в обучении, ведь если ученику постоянно не указывать на допущенные ошибки, то он не научится их исправлять. В этом смысле предварительное и текущее тестирование суть компоненты дидактического процесса, отвечающие всем требованиям обучающего контроля, и только итоговое тестирование выполняет контролирующую и оценочную функции.

Развивая пространство компьютерного тестирования в отечественной школе, следует обратить внимание на весьма важную особенность контролирования и оценивания знаний. Смысл объективной оценки состоит в том, чтобы взвесить знания, узнать, перешагнул ли ученик планку (отметку на весах), отделяющую знание от незнания. Такой планкой в пятибалльной шкале оценок является спасительная "тройка". Проблемы возникают из-за того, что ученики не всегда согласны с оценкой их знаний. Планка либо сильно поднята, либо занижена, линия четко не обозначена, колеблется, угол обозрения искажается учителем. Компьютерное тестирование позволяет строго фиксировать и постоянно удерживать планку на одном и том же уровне. Если, скажем, планка установлена на отметке 50%, то любой показатель выше этой отметки считается положительным. Ученик проходит на следующий уровень.

Системы тестирования (в различных странах, учебных заведениях) поднимают или опускают планку, руководствуясь многими соображениями. Например, в американских народных школах она опущена весьма низко (до отметки 50, а иногда и 30–40%). В престижных колледжах планка поднята до 80–90%. В Израиле учащийся, чтобы получить государственную стипендию на обучение, должен показать общий результат тестирования не ниже 95%.