Территория Европейского Союза

Территория ЕС включает в себя территорию всех стран — участниц ЕС. Однако действие Договора о Европейском

Союзе распространяется также на территории, не входящие формально в состав государственных территорий государств-членов (например, Гибралтар). Кроме того, Лиссабонский договор применяется на Канарах, Азорских островах, Мартинике. Некоторые "заморские страны и территории" получили в рамках ЕС особый статус, по которому на них распространяется действие отдельных положений европейского права.

Отдельные территории стран — членов ЕС, напротив, изъяты из юрисдикции ЕС (например, датские Фарерские острова).

Распределение компетенции между Европейским Союзом и государствами

ЕС не является государством, поэтому принцип разделения властей в рамках Союза не действует. ЁС руководствуется правилом "распределения компетенции". В результате одно и то же полномочие могут осуществлять несколько институтов ЕС, а один институт обладает несколькими видами компетенции.

Лиссабонский договор выделил два вида компетенции ЕС: 1) исключительная компетенция Союза и 2) совместная компетенция ЕС и государств-членов. Не вошедшие в эти две группы полномочия остались в ведении государств.

К исключительной компетенции ЕС отнесены вопросы функционирования таможенного союза; монетарной политики государств-членов, официальной валютой которых является евро; общей торговой политики и консервации морских биологических ресурсов в соответствии с общей рыболовной политикой, а также заключение международных договоров в тех случаях, когда это предусмотрено законодательными актами Союза или необходимо для выполнения Союзом своей внутренней компетенции, либо если их заключение может отразиться на общих правилах.

Совместная компетенция состоит из следующих сфер: функционирование внутреннего рынка, социальная политика, экономическая, социальная и территориальная политика единства, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защита прав потребителей, транспорт, энергетика, трансъевропейские сети, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения. Сюда же можно отнести научные исследования, технологическое развитие и космос.

Вопросы регулирования иных сфер общественных отношений, которые не охватываются нормами права ЕС, остались в рамках суверенных полномочий государств-членов. Таким образом, ЕС и по Лиссабонскому договору не стал государством или конфедерацией. Государства большую часть полномочий оставили за собой.

Принципы Европейского Союза

Деятельность ЕС осуществляется в соответствии с принципами, определенными учредительными документами. В их числе:

1. Принцип законности. Согласно ст. 5 Договора о Европейском Союзе Сообщество действует в рамках предоставленных ему полномочий и целей. Любой акт института или должностного лица ЕС должен соответствовать "букве и духу" учредительных документов. Суд ЕС обеспечивает соответствие актов институтов ЕС нормам первичного европейского права (см. ниже).

2. Принцип субсидиарности. Формально в учредительных документах ЕС принцип субсидиарности был закреплен в только в 1992 г. (ст. 1 и 5 Маастрихтского договора). В 1997 г. к Маастрихтскому договору было принято приложение — "Протокол о применении принципов субсидиарности и дополнительности". Принцип субсидиарности имеет несколько параметров. Во-первых, он означает, что если вопрос должен решаться на нижнем уровне власти, вышестоящие органы не могут принимать его к своему ведению. Во-вторых, если проблему могут разрешить государства-члены поодиночке, институты ЕС не должны вмешиваться. В-третьих, принятые институтами ЕС акты должны выполняться государствами-членами, даже если последние считают, что они справились бы лучше.

3. Принцип пропорциональности (соразмерности). "Действия Сообщества не должны идти дальше того, что необходимо для достижения целей настоящего Договора" (ст. 5 Договора о Европейском Союзе). Иными словами, ОГЛАВЛЕНИЕ и форма действий ЕС не должны превышать уровень, необходимый для достижения целей, предусмотренных учредительными документами.

4. Принцип наделения компетенцией. Согласно ст. 5 Договора о Европейском Союзе принцип наделения компетенцией регулирует границы компетенции Союза.

В соответствии с этим принципом Союз действует только в пределах компетенции, которой его наделили государства-члены по договорам для достижения поставленных договорами целей. Любая компетенция, которой Союз не наделен по договорам, принадлежит государствам-членам.

5. Принцип гибкости в ЕС понимается как возможность для определенного числа государств-членов углублять интеграцию в какой-либо сфере посредством использования институтов, процедур и механизмов Союза. При этом государства-члены, не вошедшие по каким-либо причинам в лидирующую группу государств, могут присоединиться к продвинутому сотрудничеству позднее при наступлении необходимых для этого условий и соблюдении необходимых процедур.

6. Предусмотрены в учредительных документах и другие принципы функционирования ЕС (гласности, равенства, уважения прав человека и т.д.).

Лиссабонский договор подтвердил и конкретизировал существовавшие коммунитарные принципы. "Во всей своей деятельности Союз должен соблюдать принцип равенства граждан, которые должны получать равное внимание от своих институтов, органов, подразделений и учреждений" (ст. 12). Принципы конкретизируются также в "Протоколе о применении принципов субсидиарное™ и пропорциональности".