Территориальные кластеры как основа стимулирования региональной конкурентоспособности

Повышение конкурентоспособности и инновационности экономики во многом может быть ознаменовано переориентацией с массового способа производства на мелкосерийное с гибким ассортиментом продукции. Усиление кооперационных связей внутри скоплений компактно расположенных предприятий небольшого размера позволяло им максимально учитывать действующие рыночные механизмы и на равных конкурировать с крупными фирмами, нивелируя имевшиеся у них до этого преимущества, обусловленные наличием эффекта масштаба.

Изучение пространственной локализации фирм, агломерационных эффектов осуществлялось еще до интенсификации межфирменного взаимодействия, свойственной второй половине XX в. Исследованиями кластерных образований в 1970–1980-х гг. занимались шведские и французские научные школы. Однако впервые наиболее подробно скопления динамично развивающихся организаций и предприятий в процессе разработки теории конкурентных преимуществ стран изучил Майкл Портер. Ученый выявил, что кластеризационные процессы начинают проявляться при условии достижения одной или несколькими компаниями весомых позиций на мировом рынке. В дальнейшем фирма-лидер усиливает свое влияние на ближайших поставщиков, потребителей и конкурентов, что активизирует взаимодействие между компаниями различных размеров и, как следствие, положительно сказывается на дальнейшем росте конкурентоспособности самой фирмы-лидера. В результате подобной кооперации формируется кластер – группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

Портер утверждал, что конкурентное преимущество стран и территорий является результатом четырех взаимосвязанных факторов, влияющих на компании в этих кластерах. Эта модель получила название "конкурентного ромба" или "алмаза" по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:

• факторы производства: природные и людские ресурсы, ресурсы капитала, физическая инфраструктура, информационная инфраструктура, научно-исследовательская и технологическая инфраструктура, законодательная система;

• внутреннего спроса (условия местного спроса): качество и емкость внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, его соответствие тенденциям развития потребления на смежных и мировом рынках;

• внешнего окружения (родственные и поддерживающие отрасли): смежные и обслуживающие предприятия – источники поступления и потребления сырья, полуфабрикатов, оборудования, технологий, инноваций;

• внутренней конкуренции (контекст стратегии фирмы и соперничества): структура фирм, их цели, стратегии, менеджмент, характер конкуренции на внутреннем рынке, инвестиционный климат, законодательные условия и традиции ведения бизнеса.

Существуют также две переменные, оказывающие значительное влияние на обстановку в кластере. Это случайные события (риски, возникающие на рынке, которые не могут контролироваться руководством фирм) и государственная политика (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Модель "конкурентного ромба" Портера "Алмаз"

Кластерный подход отдаст географической составляющей одну из ключевых ролей при анализе промышленной политики экономического субъекта. Территориальная локализация является для

кластера одним из важнейших императивов, так как преуспевание предприятий и, соответственно, региона или страны зависит от условий местного окружения, которые во многом и определяют уровень конкурентоспособности.

Несмотря на довольно четкую локализацию территориальных кластеров, кластерные образования не статичны. Кластер может как расширять свое влияние, увеличивая численность участников, углубляя внутрикластерное взаимодействие, так и распадаться, свертывать взаимодействие между участниками под воздействием негативных экзогенных (изменения на рынке, влияние внешнего окружения, решения Правительства и т.д.) или эндогенных факторов (просчеты в стратегии развития кластера, конфликты между его участниками, чрезмерное усиление/ослабление внутрикластерной конкуренции, замедление процесса внедрения инноваций и т. д.) кластерного развития. Значительная доля малого и среднего бизнеса в кластерных структурах также обуславливает динамику в его развитии.