Теория спорта как система научных знаний

Высокий уровень современного спорта неразрывно связан с достижениями науки и техническим прогрессом. Их широкое вхождение во все области жизни создает реальные предпосылки для качественно нового подхода при решении ряда проблем человеческой деятельности, в том числе и спортивной подготовки. Исключительный рост спортивных результатов показывает, что функциональные возможности человеческого организма неотрывно повышаются. Этот "феномен" прежде всего обязан научному подходу к процессу спортивного совершенствования и в первую очередь повышению эффективности методов тренировки.

Вполне очевидно, что формирование научных знаний о различных объектах и явлениях проходит через три фазы: описание – объяснение – предвидение (Л. Друянов). Исследуя основные функции науки, большинство исследователей подчеркивают, что объяснение является наиболее существенной и значимой функцией научного познания. Отсюда и вывод, что наука не только устанавливает и описывает те или иные факты (без которых, разумеется, невозможно научное исследование), но и стремится раскрыть их сущность и сделать их понятными. Однако в ряде новых областей знания, несмотря на накопление богатого фактического материала, наука все еще не может выполнить свою основную функцию – объяснить эти факты, раскрыть их сущность и предсказать развитие явлений. Следовательно, формирование настоящих знаний возможно только после вскрытия соответствующих закономерностей, что позволяет перейти к построению научных теорий, а отсюда – к научному прогнозированию и практическому использованию приобретенных знаний.

Весьма характерной в этом отношении является научная картина в сфере физической культуры и спорта. Как справедливо отмечает Л. Матвеев, спорт из эмпирической области культуры ускоренными темпами превращается в объект глубокого и всестороннего научного знания. По своей сущности этот процесс является объективным и отражает ряд закономерностей в развитии спорта как независимого явления, а также и общих тенденций в современном научном познании.

Интенсивные научные исследования в сфере спорта высших достижений определяются, прежде всего, возросшим значением его общественных функций – воспитательных, оздоровительных, интегративных, идеологических, познавательных и т.д. Их реализация находится в прямой зависимости от двигательных возможностей человека, получающих общественную оценку в процессе спортивного соревнования. Растущая необходимость научного подхода к процессу спортивного совершенствования для более полного раскрытия физических и духовных сил человека неразрывно связана с его производственной, общественной и культурной деятельностью. Именно посредством этого аспекта в науке о спорте появляется общая закономерность в развитии современной науки как производительной силы общества (А. Новиков).

При этом, конечно, развитие спорта как особого общественного явления порождает необходимость создания соответствующей теории как высшей формы в развитии теоретического знания. Это является неразрывным процессом, который отражает тенденции в современном научном познании. Его сущность обусловливается усиленным взаимодействием и взаимным проникновением различных научных дисциплин (педагогики, физиологии, биохимии, гистохимии, психологии, биофизики, биосопромата, социологии и т.д.), универсализацией научных методов познания (прежде всего их математизацией), формированием обобщающих наук, таких как теория систем, кибернетика, теория игр и др. Современные проблемы имеют такой характер, что их уже трудно решать средствами отдельной дисциплины. Это может осуществляться только объединенными усилиями различных наук. Именно такая тенденция наиболее ярко проявляется в современной научной деятельности, включающей комплексное исследование совокупных проблем.

Наиболее характерным примером комплекса проблем, которые еще не нашли своего общего решения, является тренировочная и соревновательная деятельность в сфере спорта высших достижений. Причины этого объективны и в общих чертах отражают охарактеризованные выше процессы специализации, дифференциации и интеграции. То, что особенно затрудняет их естественное развитие, состоит в сложности спорта как общественного явления. Эта сложность делает спорт объектом исследований многих научных дисциплин. Центром этих исследований является человек и его поведение в экстремальных условиях тренировки и состязания, сильно осложняющих характер задач и методов их исследования. Вследствие подобных причин вполне естественно, что в начальные этапы формирования научных знаний о спорте преимущество имели более древние науки (медицина, педагогика, физиология, психология, гигиена и др.). Однако постепенное накопление теоретико-методических знаний в отдельных видах спорта ускорило процесс специальных исследований и обосновало необходимость систематики и обобщения знаний и опыта.

Первая тенденция направляет внимание ряда наук к спортивной теории и практике и обусловливает формирование пограничных наук, которые сформировались как самостоятельные научные дисциплины – спортивная физиология, спортивная медицина, функциональная анатомия, биомеханика, биохимия и др. Их стремление к углубленным исследованиям привело к разработке и совершенствованию ряда технических устройств и узкоспециализированных методик. В результате этого спортивная теория и практика обогатились фактическим материалом, который нуждается в соответствующей тщательной обработке и углубленном анализе. Так, по необходимости в сферу спорта активно входят количественные методы, и в частности многомерный статистический анализ, теория многомерных пространств, теория информации и игр, некоторые из средств математической логики и др., что позволяет проводить объективное количественное описание сложных спортивных явлений и процессов.

Но одновременно с накоплением данных частных исследований все более остро чувствуется необходимость их целостного обобщения. Известно, что научная картина действительности и возможностей науки для ее активного воздействия на практику определяется не только объемом конкретных результатов, а прежде всего их объединением в целостные концепции и научные теории. Что касается теории спорта, можно с полной уверенностью сказать, что она уже прошла период описательного подхода и в настоящий момент входит в этап углубленного теоретического анализа и активного самоопределения. Одновременно с этим ее связи с другими разделами науки продолжают развиваться. Но в отличие от начальных этапов ее формирования эти связи приобретают избирательный характер и представляют не простое заимствование, а творческую ассимиляцию общих и специальных знаний. Таким образом, теория спорта быстро обогащается и приобретает структуру, точнее отвечающую внутренней логике предмета (Л. Матвеев).

Из приведенных данных видно, что создание теории спорта отражает в основных чертах характерные приметы определенного эволюционного процесса, типичного в той или иной степени для каждой науки. Изучение этого процесса с различных позиций является причиной обособления разных взглядов и концепций, относящихся к сущности спортивной науки. Их объединение в какую-либо целостную схему пока невозможно, так как они затрагивают разнообразные аспекты проблемы: ОГЛАВЛЕНИЕ и структуру, предмет и предметную область, средства и методы, теорию спорта как науки и учебной дисциплины, связь ее с физической культурой и физическим воспитанием и т.д. В основе этих различий лежат специфические цели и задачи спортивной науки как отражения деятельной и результативной функции спорта в современном обществе и, конкретнее, в отдельных странах.

Из представленных (систематизированных) данных видно, что теория спорта как явления рассматривается в очень широких границах. В одних случаях она охватывает всю совокупность знаний о закономерностях спортивной деятельности и таких явлениях, связанных с ней, как физическая культура и физическое воспитание (Г. Эрвах, Г. Шиндлер, Г. Шнабель, Ф. Трогш, Г. Штилер, К. Странаи). В других случаях теория спорта рассматривается в очень узких рамках и чаще сводится к описанию средств и методов спортивной тренировки и спортивных достижений (Б. Риба, Г. Рёблитц).

Существует также мнение, что теория спорта может успешно развиваться как подсистема физической культуры (Н. Пономарев, Ю. Фомин и др.) или физического воспитания (А. Новиков, П. Бударин и др.).

Давая обобщенную характеристику спорта высоких достижений, Л. Матвеев, Н. Озолин, Ю. Верхошанский и др. подчеркивают его направленность к "абсолютному максимуму" достижений, к специализированной системе соревнований и подготовки, к предельным требованиям к физическим и духовным возможностям спортсмена (его престижные и зрелищные функции и т.д.). В результате этих и других своих особенностей большой спорт оказывает мощное влияние на общий жизненный статус спортсмена, который на определенном уровне спортивной подготовки является в большей степени аналогичным напряженному творческому труду.

Теория физического воспитания является "наукой об общих закономерностях, определяющих ОГЛАВЛЕНИЕ и формы физического воспитания как педагогически организованный процесс, органически связанный в общую систему воспитания человека" (Л. Матвеев, А. Новиков). Спорт интересует теорию физического воспитания постольку, поскольку он является одним из специфических средств и методов физического воспитания.

Из вышеизложенного видно, что практика спорта в процессе своего исторического развития порождает необходимость появления ряда научных дисциплин, призванных глубоко проникать в процесс спортивного совершенствования и вскрывать его основные закономерности. Однако результаты частных исследований независимо от их значимости не могут раскрывать сущность явления в его целостности. Целостное отражение призвана обеспечить общая теория спорта, которая интегрирует частные данные (не сводясь к ним) только постольку, поскольку они помогают ей выявлять общие закономерности процесса спортивного совершенствования.

Следовательно, предмет теории спорта может быть определен лишь через призму так называемой "научной рефлексии". Она представляет осознанную человеком собственную научно-исследовательскую деятельность и вскрытие ее закономерностей. Теория спорта является наукой об общих законах управления физическим развитием и совершенствованием человека в условиях спортивной деятельности.

Предметной областью теории спорта является процесс спортивного совершенствования в целом.

Предметом научного исследования являются законы развития и познания структурного и функционального совершенствования человека в экстремальных условиях тренировки, соревнования, а также управление им. Именно в этом состоит и специфика теории спорта как самостоятельной области научного знания.

Изучение различных тренировочных средств, их систематики, функций и способов применения, а также закономерностей, форм и условий их осуществления в рамках предметной области представляет собой ОГЛАВЛЕНИЕ теории спорта.

Исследуя общие законы управления структурным и функциональным совершенствованием человека и их конкретные формы проявления в спортивной практике, теория спорта опирается на достижения общественных, естественных и собственно педагогических наук. Этот процесс взаимодействия между науками, которые имеют отношение к спортивной деятельности, определяет и характер методов, в той или иной степени адекватных специфической проблематике.

В первом случае основным является спортивно-педагогический эксперимент (в лабораторных, тренировочных и соревновательных условиях), в основе которого лежит так называемое "тестирование". Отдельные проблемы спорта исследуются с помощью методов, характерных для частных наук: физиологические аспекты – методами физиологии, социологические аспекты – методами социологии и т.д.

Общая теория спорта пользуется, прежде всего, методами, характерными для теоретического мышления, в основе которых лежат системный подход и основные принципы кибернетики по управлению сложными системами и их поведением. Таким образом, теория спорта в известной степени является обобщающей наукой, что определяется, по большей части, сложностью объекта и его всесторонним охватом. Однако следует отметить, что центральное место в системе знаний о спорте занимают теория и методика спортивной подготовки. Это является, прежде всего, педагогической областью знания, которая "изучает закономерности обучения и воспитания спортсмена и устанавливает принципиальные способы их использования в спортивной практике" (Л. Матвеев). Следовательно, спортивно-педагогические аспекты теории спорта содержат в себе основной теоретико-методический базис подготовки спортсмена.

Внутренняя структура этого центрального звена (хотя и не вполне сформировавшаяся) состоит из двух основных разделов: первый – "Общая теория и методика спорта"; второй – "Частная теория и методика спорта (по видам спорта)".

Их ОГЛАВЛЕНИЕ вскрывает различные степени обобщенности и специализации научных знаний в теории и практике спорта в следующих направлениях:

• теория спортивной техники, тактики и работоспособности;

• антропомоторика спорта;

• теория и методика обучения и воспитания;

• построение спортивной тренировки (теоретические аспекты);

• теория и методика спортивного отбора;

• теория и методика контроля, оценка и оптимизация спортивной подготовки;

• теория спортивных соревнований и т.д.

Некоторые из этих направлений в рамках общей теории спорта представляют основное ОГЛАВЛЕНИЕ теории и методики спортивной тренировки, оформившейся как самостоятельная научная и учебная дисциплина (Цв. Желязков).

Рассматривая указанные разделы как основное звено в общетеоретическом базисе общей теории спорта, необходимо подчеркнуть, что они далеко не исчерпываются своей собственно-педагогической проблематикой. Как комплексные разделы, они в различной степени проникают и во многие другие области спортивной науки. Достаточно отметить, что проблемы спортивной работоспособности, техника отбора, тестирования и пр. тесно связаны с биологическими, спортивно-психологическими, спортивно-медицинскими и другими аспектами общей теории спорта. Посредством их осуществляется ассимиляция естественного и общественно-научного материала, который необходим как предпосылка всестороннего осмысливания спортсменами учебно-воспитательного процесса.

С другой стороны, как спортивно-педагогические, так и биологические, социально-психологические и спортивномедицинские разделы общей теории спорта имеют свои организационно-управленческие и философско-методологические основы. В этом смысле особого внимания заслуживают философские и методологические аспекты теории спорта, которые проникают во все другие разделы в качестве конкретного приложения диалектических законов при исследовании и осмысливании явлений в спорте.