Лекция 13. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ

Основные понятия

Взаимопомощь

Усилия людей, перед которыми стоят похожие проблемы, направленные на оказание помощи друг другу

Группа

В социологии – совокупность людей, объединенных каким-либо признаком: общим пространственным и временным бытием, общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими и иными характеристиками

Групповая динамика

Процессы взаимодействия членов группы:

– образование в группе подгрупп по интересам;

– появление в группе лидеров и их уход;

– развитие группы;

– изменение ролей членов группы

Групповая психотерапия

Направление психотерапии, использующее особенности поведения людей в группе в целях разрешения их психологических проблем

Депрессия (от лат. depressio – подавленность)

Болезненное состояние подавленности и заторможенности психической деятельности; состояние разочарования, приводящее к анемии

Лидер (от англ. leader – ведущий, руководитель)

Член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях

Психодрама

Вид групповой психотерапии, когда пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей. Роли пациентов направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл

Социально-психологический тренинг

Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении

Фасилитации

(от лат. facilitare – облегчать)

Метод социальной работы, с помощью которого налаживаются связи между клиентом и социальными системами

Фостерская помощь

Вид опеки, предполагающий помещение ребенка в семью, которая его содержит и воспитывает в течение определенного срока

Страх

В психологии – отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.)

Эго-психология

Направление в психоанализе, постулирующее относительную независимость "Я" от бессознательной мотивации поведения и мышления

Теоретические подходы к социальной работе с группой

Термин "групповая работа" употребляется применительно к деятельности с группами, требующей определенных профессиональных знаний и квалификации, где социальная групповая работа понимается как особая форма индивидуальной работы. Для социальной работы данного уровня характерны следующие аспекты:

1) проблемно ориентированные подходы, где специфика проблем клиентов вызывает к жизни определенные техники групповой работы;

2) ориентация на работу со случаем через установление субъект-субъектных отношений с группой, где социальному работнику определена роль посредника и фасилитатора;

3) нацеленность на техники и методы групповой работы, принятые в смежных дисциплинарных областях, ориентированных на работу с патологиями;

4) присвоение и переосмысление в теоретических и практических подходах понятийного аппарата, методов и принципов из практики работы психотерапевтов и практических психологов;

5) создание индивидуальных подходов, деятельностных принципов и ценностей в работе с различными случаями.

Методология и технология социальной работы с группой базируются на теориях, позволяющих анализировать интерактивные процессы в межличностном взаимодействии. Социальная групповая работа реализуется в различных областях человеческой жизнедеятельности: от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивиды, имеющие проблемы различной этиологии.

Согласно Г. Конопка, социальная групповая работа – это практический метод социальной работы, который помогает личности расширять свое социальное функционирование и, используя целенаправленный опыт группы, более эффективно справляться с индивидуальными, групповыми ситуациями или проблемами в микросоциуме[1].

Термин "социальная групповая работа" предложен Гизелой Конопка и другими исследователями, чтобы показать специфику данного вида деятельности и ее отличие от групповой психотерапевтической работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемах, связанных с социальным функционированием, то в групповой психотерапии – на эмоциональных и психологических процессах у больных людей. Сегодня методы групповой психотерапии применяются в практике социальной работы с группой, что расширяет ее познавательные границы. В связи с этим используется два понятия: "групповая терапия" и "групповая работа".

Групповая терапия рассматривается в двух смыслах:

• как практическая деятельность социального работника, призванного, уменьшая страдания клиента, улучшать степень его индивидуального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Это традиционное значение данного понятия;

• как вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействии группы на клиента. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы.

Социальная групповая работа – это метод интерперсональной помощи развития в профессиональной социальной работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей. Социальная групповая работа, как и социальная работа со случаем, включает различные подходы поведенческого обмена, индивидуального развития, интерперсональных умений, групповых ориентированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповая работа представлена достаточно широко: от группового консультирования до терапевтических подходов.

В социальной групповой работе различают следующие виды деятельности:

1) развитие целой группы и отдельного члена группы;

2) развитие взаимопомощи и поддержки среди членов группы;

3) использование группового процесса для жизнедеятельности группы;

4) развитие автономности в группе.

Социальная групповая работа традиционно применяется в практике работы в микросоциуме, с детьми, в социальных агентствах. Здесь используются развивающие, реабилитационные, организационно-реабилитационные подходы (табл. 13.1), а также социально-психологические тренинги и тренинги социальной компетенции.

Таблица 13.1

Основные теоретические подходы к практике социальной групповой работы

Подходы

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ

Развивающие

Основаны на экзистенциальных концептах и направлены на преодоление стрессов и кризисов в индивидуальном развитии

Реабилитационные

Базируются на эго-психологии с ориентацией на поведенческих теориях.

В основе лежит использование динамики малых групп в терапевтических целях для решения индивидуальных проблем

Организационно- развивающие

Сосредоточены на системном взаимодействии между индивидами в групповом процессе