Теория социального поля

Социальная структура – закрытое или ограниченное (еще говорят: счетное) множество. Количество подструктур и количество элементов в ней ограничено. Социальное поле – бесконечное несчетное множество. Оно создается не количеством элементов, а числом отношений и связей между ними, а они – бесконечны. Причем это число бесконечно меняется в каждую секунду времени. II. Бурдье поясняет: "Как я указал... поле есть отношение сил и пространство борьбы за трансформацию этой совокупности сил. Другими словами, в поле идет конкуренция за легитимное присвоение того, что является ставкой борьбы в этом поле. И внутри самого ноля журналистики идет, естественно, постоянная конкуренция за присвоение публики, а также за присвоение того, что должно привлекать публику, т.е. приоритет на информацию, на scoop, на эксклюзив, а также на отличительные раритеты, известные имена и т.д."[1].

Термин "поле" понимается им как относительно замкнутая и автономная система социальных отношений, т.е. это своего рода социальное подпространство.

Топос – общее место. В Средневековье этот термин использовали в значении "прообраз видимых вещей". В современной математике топос – пространство с переменной топологией. Топология в математике – умение о предметах, которые не изменяются, когда их форма постоянно скручивается или растягивается. Размеры и пропорции не имеют никакого смысла в топологии. Небольшой овал равен огромному кругу.

Первыми моделями социального поля у Бурдье стали интеллектуальное, литературное и религиозное поля. Позже к ним добавились другие области социального пространства – политика, экономика, наука, спорт, семья.

Отдельные агенты, группы агентов, классы и сферы общества (политическая, экономическая, религиозная и др.), выделенные по определенным свойствам, составляют субполя в социальном пространстве. Если эти свойства рассматривать не только как застывшие характеристики, скажем вероисповедание или уровень образования, а как некие активные свойства, а именно социальные действия и взаимодействия, то субполя превращаются в поля силы. Понятия силы и взаимодействия, куда относятся соперничество, "практическая солидарность", обмен, прямые контакты и другие действия, переводит теорию из разряда субстанциональных в разряд полевых теорий.

Полевая теория: История вопроса. Полевые теории наиболее полно представлены двумя науками – физикой и психологией. Па понятии силы базируется классическая физика Ньютона. Фарадей и Максвелл, исследовав эффекты действия сил электричества и магнетизма, ввели понятие силового поля и первыми вышли за пределы физики Ньютона. Состояние, способное порождать силу, было названо полем. Поле создает каждый заряд независимо от присутствия противоположного заряда, способного испытать его воздействие. Это открытие существенно изменило представление о физической реальности. Ньютон считал, что силы тесно связаны с телами, между которыми они действуют. Теперь же место понятия силы заняло более сложное понятие поля, соотносившееся с определенными явлениями природы и не имевшее соответствия в мире механики. Вершиной этой теории, получившей название электродинамики, было осознание того, что свет есть не что иное, как переменное электромагнитное поле высокой частоты, движущееся в пространстве в форме волн. Сегодня мы знаем, что и радиоволны, и волны видимого света, и рентгеновские лучи – не что иное, как колеблющиеся электромагнитные поля, различающиеся только частотой колебаний. Еще дальше пошел Эйнштейн, заявивший, что эфира не существует, и что электромагнитные поля имеют свою собственную физическую природу, могут перемещаться в пустом пространстве и не относятся к явлениям из области механики. Общая теория относительности Эйнштейна утверждала, что трехмерное пространство действительно искривлено иод воздействием гравитационного ноля тел с большой массой. Расширила наши представления о пространстве квантовая теория. Квантовая теория описывает наблюдаемые системы в терминах вероятностей. Это значит, что мы никогда нс можем с точностью утверждать, где будет находиться в определенный момент субатомная частица и каким образом будет происходить тот или иной атомный процесс. Эксперименты последних десятилетий раскрыли динамическую сущность мира частиц. Любая частица может быть преобразована в другую; энергия может превращаться в частицы, и наоборот. В этом мире бессмысленны такие понятия классической физики, как "элементарная частица", "материальная субстанция" и "изолированный объект". Вселенная представляет собой подвижную сеть неразделенно связанных энергетических процессов. Всеобъемлющая теория для описания субатомной действительности еще не найдена, но уже сейчас существует несколько моделей, вполне удовлетворительно описывающих ее определенные аспекты[2].

Теория поля – это также психологическое направление, сформировавшееся под влиянием идей немецко-американского ученого Курта Левина (1890– 1947). С 1933 г., эмигрировав в США, он разрабатывал концепцию личности (основываясь на понятии поля, заимствованном из физики) как единства личности и ее окружения. Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой были использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. С тех пор нолевая теория Левина и его последователей приобрела второе название – топологическая, или векторная, психология. Она утверждает, что психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать локомоции. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит замещение. Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее психологическим окружением, на границе между которыми находятся перцептивные и моторные системы. В основе человеческого поведения, полагал Левин, лежит сила, которая имеет направление и может быть представлена вектором. Использованное К. Левином понятие векторного поля означает область, в каждой точке P которой задан вектор а(Р). К понятию векторного поля приводят многие физические явления и процессы (например, векторы скоростей частиц движущейся жидкости в каждый момент времени образуют векторное поле). Особое значение Левин придавал когнитивной силе, которая переструктурируется в ходе реализации поведения[3].

Понятие поля играет у П. Бурдье не меньшую роль, чем категория пространства. Он трактует пространство как поле сил, а точнее как совокупность объективных отношений сил, которые навязываются всем, входящим в него, и которые несводимы к намерениям индивидуальных агентов, равно как и к их взаимодействию[4]. Иначе говоря, на понятие социального поля распространяется известный из теории систем принцип "целое не сводится к сумме частей".

Действительно, на поведение каждого из нас принудительным образом влияют такие силы, как власть денег, традиции среды, уровень и профиль образования. Мы можем не желать их воздействия на нас, но не подчиниться им мы не можем. Они имеют объективный характер, а их конфигурация и векторы формируются где-то над нами и за нашей спиной. Политическая система общества нам неподвластна, мы не оказываем на нее почти никакого воздействия, наш голос на выборах – микроскопически незначимая величина. Политические партии, равно как и крупные корпорации, договариваются за нашей спиной и создают такую конфигурацию векторов влияния, которая выгодна только им, но которая вынуждает нас подчиняться этой объективной силе.

Основываясь на учении П. Бурдье, современные социологи выделяют следующие свойства социального поля (табл. 14.1).

Социальное поле П. Бурдье – это многомерное пространство позиций, каждая их которых определяется множеством переменных в зависимости от того или иного типа капитала (либо их сочетания).

Таблица 14.1

Свойства и признаки социального поля

Свойства

Признаки

Целостный характер поля

Внутри поля социальное взаимодействие гораздо более интенсивное, чем между полями. Возникает интеграционное свойство

Многофакторный характер поля

Поведение индивида является результатом влияния большого числа факторов. Множество взаимодействующих факторов порождает системное качество поля, которое не сводимо к сумме влияний всех факторов и напоминает непредсказуемую игру сил

Принудительный характер поля

Социальное поле имеет силовой характер, т.е. обладает принудительной силой по отношению к попавшим в него людям. Индивид, независимо от личных вкусов и потребностей, вынужден приспосабливаться к требованиям своего поля

Множественный характер поля

Каждый индивид находится одновременно в нескольких социальных полях. Разные поля обладают разным потенциалом воздействия на человека

Ресурсный характер поля

Агенты поля взаимодействуют между собой и с представителями другого поля с силой, пропорциональной объему доступных средств, т.е. величине их власти, экономического, социального или культурного капитала

Ценностный характер ноля

ОГЛАВЛЕНИЕ поля – совокупность ценностей и норм поведения, разрешающих, запрещающих и предписывающих, что делать и как поступать. В одном и том же поле могут действовать разные нормы и ценности, сосуществующие либо как взаимодополняющие друг друга, либо как конкурирующие

Дифференцированный характер поля

Поля формируются в разных плоскостях и переплетаются непредсказуемым образом. Ноля имеют разную силу, поэтому их влияние на попавших в них индивидов может сильно варьироваться

Сравнительный характер структуры и поля

Основой возникновения социальной структуры служит общественное разделение труда, основой социального поля выступает силовое взаимодействие агентов

Характер переходов в пространстве и иоле

Социальное пространство дискретно, перейти из одного топоса в другой очень легко. Социальное поле непрерывно, оно обладает силой притяжения, покинуть его границы очень трудно

Характер потенциала социализации поля

Социальное пространство создает условия для социализации индивида. Социальное поле формирует процесс социализации индивида. Поле навязывает индивиду свой язык, символы, нормы, способ интерпретации событий

Социальное поле – исторически формирующееся взаимодействие социальных сил, носителями которых могут выступать отдельные агенты, группы, организации, ресурсы, капиталы, выражающие себя через характер складывающихся между ними социальных отношений (влияние, господство, давление, субординация, конкуренция и т.п.). Агенты поля взаимодействуют по определенным правилам, занимая в социальном пространстве строго отведенное место.

Если мы присмотримся к определению социального поля, то заметим его отличие от определения социальной структуры. Оказывается, в социальном поле присутствуют элементы, которых не было в социальной структуре, а именно, кроме людей и статусов, здесь есть ресурсы и капиталы. Иными словами, социальное поле более гетерогенно. В нем участвуют физические компоненты.

Полевой подход изображает социальную реальность как динамическое, внутренне взаимосвязанное, подвижное целое.

У каждого поля есть своя ставка – "навязывание легитимного видения социального мира"[5]. Особенно этим грешат так называемые эксперты, которые во всех спорах считают себя правыми и диктуют свое мнение как единственно правильное. Политики считают себя экспертами в государственных делах и судят обо всем безапелляционно, старшие полагают, что, прожив долгую жизнь, вправе советовать молодым, как им вести себя в той или иной ситуации. Ученые доминируют над профанами, местные жители смотрят высокомерно на приезжих. "Ставкой в дискуссии двух политиков, атакующих друг друга с помощью цифр, является представление своего видения политического мира как обоснованного: основанного па объективности, поскольку обладает реальными референтами, и укорененного в социальной реальности, поскольку оно подтверждается теми, кто принимает его на свой счет и отстаивает"[6].

Функционирование социального поля подчиняется ряду закономерностей, в том числе следующей: 1) "чем более автономно поле, тем большее число его событий может быть объяснено логикой поля"[7]; 2) "внутренняя борьба поля за навязывание доминирующего видения поля всегда опирается на факт, что даже наиболее непримиримые соперники согласны относительно некоторого числа предпосылок, обуславливающих существование самого поля"[8]. В связи с чем П. Бурдье настаивает на развитии определенной "логики функционирования полей".

В рамках теории социального поля изучают, в частности, социальный процесс (последовательность социальных событий как различных состояний социального поля), социальное развитие, статусную кристаллизацию, социальный прогресс, социальное взаимодействие, социализацию, социальные отклонения и т.п.