Теория социального обмена

Ее авторы – Джордж Хоманс (1910–1989) и Питер Блау (р. 1918) полагали, что социальное поведение людей представляет собой обмен наградами и санкциями. Между индивидами происходит взаимодействие, в ходе которого они получают пользу либо им наносится ущерб. В зависимости от ожидаемого поощрения или наказания человек поступает определенным образом.

Дж. Хомане в своей концепции опирается на взгляды экономистов-утилитаристов XVIII столетия и социальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера. Утилитаристы считали, что каждый человек строит свои действия таким образом, чтобы получить максимальную выгоду при наименьших издержках. По мнению Скиннера (как и других бихевиористов), действия людей укладываются в схему "стимул – реакция" или, проще говоря, человеческое поведение определяется комплексом рефлексов. По Хомансу, социальный обмен является главной осью социальной жизни. Стремление к обмену в человеке заложено изначально. Обменные акты, т.е. факты поощрения или наказания, суть элементарные социальные действия, на которых выстраиваются все уровни общества.

Джордж Хомане сформулировал пять аксиоматических положений:

1. Чем чаще данное действие вознаграждается, тем вероятнее, что индивид будет повторять его.

2. Если в прошлом стимул вызвал действие индивида и при этом он получил вознаграждение, то, вероятно, и в дальнейшем он будет реагировать на стимул подобным образом.

3. Чем более ценным для индивида является результат действия, тем более вероятно, что он его совершит.

4. Чем чаще в близком прошлом индивид получал вознаграждение, тем менее ценным оно является для него, поскольку возникает насыщение или даже пресыщение им.

5. Если действие индивида не приводит к вознаграждению, которого он ожидает, то более вероятно, что его поведение будет агрессивным.

Символический интеракционизм

Данная концепция происходит от социально-психологической системы Джорджа Герберта Мида (1863–1931), представителя чикагской социологической школы. Термин "символический интеракционизм" впервые использовал Герберт Блумер (1900–1987), наиболее яркий представитель этого направления. Интеракция – это межличностное взаимодействие. Дж. Мид различал два уровня взаимодействия: несимволический и символический. На первом уровне индивиды реагируют на действия друг друга непосредственно (по схеме "стимул – реакция"), на втором уровне происходит обмен значениями и установками (срабатывает схема "стимул – интерпретация – реакция"). Иначе говоря, индивиды реагируют уже не на сами стимулы, а на их значения, т.е. символы.

Например, получив приглашение в гости, человек реагирует не на слова, а на то, как они сказаны. Если слова произнесены более чем сдержанным тоном, то приглашение – просто знак вежливости, и на него можно не реагировать всерьез.

Символический интеракционизм изучает преимущественно второй уровень взаимодействия, на котором люди реагируют в результате истолкования действий и их значений. В рамках этого направления сложилось две школы, одну из которых возглавил Г. Блумер, вторую – профессор университета штата Айова (США) М. Кун.

Представители символического интеракционизма рассматривают общество как символическое взаимодействие. Разновидностями взаимодействия (интеракций) являются кооперация, конфликт, разногласие, идентификация, безразличие, эксплуатация и т.д. Индивиды в процессе взаимодействия сами конституируют (придают значение, наделяют смыслом) не только типы отношений, но и любые социальные объекты. Последние существуют не сами по себе, а только в значении, которое в них вкладывает действующий индивид.

Например, стул, в зависимости от того, какое значение придает ему человек, может быть объектом, носящим сугубо утилитарный смысл (на нем удобно сидеть), или объектом восхищения, любования (если перед нами музейный экспонат).

Значение предмета или какого-либо явления создается людьми не индивидуально, оно возникает при их взаимодействии. Таким образом, смыслы, значения, символы суть социальные феномены, изучить которые и призвана социология. Перед символическим интеракционизмом стоит важная задача: исследование коллективного поведения, т.е. взаимодействия нескольких человек. Его интересует, как складываются символы, являющиеся способами связи индивидуальных действий и "подгонки" поведения одного индивида к поведению других людей. Для решения этого вопроса сторонники данного направления прибегают к помощи психологического учения о механизмах возбуждения, заражения и внушения.