Лекция 16. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛЬВА СЕМЕНОВИЧА ВЫГОТСКОГО

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

• логику развития сознания ребенка с позиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского;

• основные периоды развития ребенка, их характерные особенности;

• специфику социальной ситуации развития в детском возрасте с позиции Л. С. Выготского;

уметь

• анализировать процесс развития с позиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского;

владеть

• навыками анализа практического применения теории Л. С. Выготского в образовании;

• основными понятиями культурно-исторической теории Л. С. Выготского.

Введение в теорию развития Льва Семеновича Выготского

Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский уделял большое внимание анализу развития ребенка в дошкольном возрасте. В отличие от большинства зарубежных психологов, он рассматривал психическое развитие как процесс присвоения высших форм психики, которые удерживаются культурой и передаются ребенку в процессе его взаимодействия со взрослым. При этом дело не сводится к пассивной передаче знаний.

Понимание развития

Развитие Л. С. Выготский понимает как непрерывный процесс самодвижения, в ходе которого образуются новые свойства и качества, которых не было на прежних ступенях. Этот процесс, по его мнению, определяется "единством материальной и психической сторон, единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития". Каждый возрастной этап детского развития характеризуется своими новообразованиями. Под возрастным новообразованием психолог понимал "тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период". Фактически Л. С. Выготский стремился найти целостную характеристику развития, позволяющую объяснить его особенности на конкретном этапе.

Он отмечал, что развитие может идти медленно, литически, с практически незаметными изменениями или бурно, кризисно. Кризисные периоды могут продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. При этом в очень короткий период ребенок изменяется целиком. Развитие носит "бурный, стремительный, иногда катастрофический характер". Кризисы возникают незаметно, и так же трудно установить момент, когда они заканчиваются. В них выделяются три фазы: предкритическая, критическая и посткритическая. Их наиболее яркие проявления характерны для средней фазы кризиса. Дети при этом становятся трудновоспитуемыми, переживают внутренние конфликты. Однако внешние негативные проявления в поведении характерны не для всех детей.

Протекание кризиса зависит от особенностей внешних условий, в которых оказывается ребенок. Л. С. Выготский говорит о том, что если в стабильные периоды развитие носит положительный, поступательный характер, то в критические периоды на первый план выступают процессы разрушения, отмирания, распада того, что было характерно для ребенка предыдущей стадии развития. Таким образом, диалектика развития заключается в смене нового старым, в отмирании предыдущих форм и замене их последующими.

После рождения ребенок оказывается в критической фазе. Кризис новорожденности связан с резкими изменениями условий, в которых оказывается малыш. В этом смысле данный кризис разграничивает два периода существования: внутриутробное и внеутробное. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего возраста. Кризис трех лет разграничивает раннее и дошкольное детство. А кризис семи лет характеризует переход из дошкольного возраста в школьный. Итак, согласно Л. С. Выготскому критические периоды сменяются стабильными. При этом периодизация развития выглядит следующим образом: кризис новорожденности; младенческий возраст (от двух месяцев до одного года); кризис одного года; раннее детство (от одного года до трех лет); кризис трех лет; дошкольный возраст (от трех до семи лет); кризис семи лет; школьный возраст (от 8 до 12 лет).

Как уже отмечалось, каждый возраст характеризуется своим новообразованием, вокруг которого группируются все частичные новообразования. Л. С. Выготский выделял основные линии развития, которые обусловлены (или связаны с) центральным новообразованием, и побочные линии, т.е. все другие изменения, происходящие с ребенком. В ходе развития побочные линии могут становиться центральными и наоборот. Например, речевое развитие в младенческом возрасте составляет побочную линию развития, в раннем – центральную, а в школьном оно опять становится побочной линией. Каждый период характеризуется присущим именно этому возрастному отрезку строением детского сознания. Новая структура сознания, появляющаяся в соответствующий возрастной период, обусловливает и новые отношения ребенка с миром, его восприятие самого себя и окружения.

Для того чтобы определить структуру каждого возраста, Л. С. Выготский вводит понятие "социальная ситуация развития". Она определяется особым, своеобразным отношением между ребенком и социальным окружением, характерным для каждого возрастного периода. Социальная ситуация целиком и полностью определяет характер развития в данный период, те новообразования, которые возникают на данном возрастном отрезке. Развиваясь в социальной ситуации, ребенок изменяется. Прежде всего становится другой структура его сознания, что приводит к несоответствию между возникшей новой личностью ребенка и социальной ситуацией. В этом случае социальная ситуация развития с неизбежностью должна стать другой, что является начальным моментом для развития на следующем возрастном этапе. Л. С. Выготский формулирует основной закон динамики возрастов, согласно которому движущие силы развития ребенка в том или ином возрасте "приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития", к изменению социальной ситуации развития и переходу к новому возрастному этапу.

Характеризуя развитие, Л. С. Выготский подчеркивает, что одни линии могут быть уже завершены, а другие – находиться в процессе своего становления. Последние определяют зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития становится отчетливо видна в том случае, если сравнивать индивидуальную самостоятельную активность ребенка и его активность, основанную на подражании взрослому. Л. С. Выготский отмечает, что результаты, которые ребенок достигает в умственном плане с помощью подражания, значительно выше результатов, основанных на самостоятельной активности. Однако хотя они и выходят далеко за пределы самостоятельных возможностей детей, но имеют ограничения, характерные для каждого возраста. Подражание ученый понимает не как бездумное механическое копирование, а как любую деятельность, выполняемую ребенком не самостоятельно, а в сотрудничестве со взрослым или другим ребенком. Он подчеркивает, что развитие всех свойств личности ребенка осуществляется в процессе сотрудничества со взрослым. Отсюда следует, что социальная ситуация развития не только характеризует отношения между ребенком и социальным окружением, но является условием формирования зоны ближайшего развития, т.е. местом встречи взрослого и растущего ребенка. Это обстоятельство Л. С. Выготский поясняет следующим примером. Он спрашивает, почему, например, трехлетний ребенок усваивает речь труднее, чем ребенок полутора лет? Объяснение заключается в том, что обучение, по Л. С. Выготскому, опирается не на созревшие, а на созревающие функции. Если ребенок уже прошел наиболее благоприятный, сензитивный период развития речи, а встреча ребенка и взрослого в положенное время не состоялась, то компенсировать потери в следующем возрасте оказывается значительно труднее именно в силу большей оформленности структур, ответственных за речевое развитие.