Теория постановки целей

В 1968 г. Э. Лок предложил использовать постановку целей и намерений как мотивационный процесс.

По его мнению, постановка целей – познавательный процесс, имеющий практическую полезность.

Индивидуальные сознательные цели и намерения – первые детерминанты поведения. Он считал, что одна из характеристик намеренного поведения – стремление сохранить его до тех пор, пока цель не будет полностью достигнута.

Таким образом, когда человек начинает что-либо, то он продолжает заниматься им до тех пор, пока цель не будет достигнута, при условии, что им это воспринимается как личные цели.

Необходимые навыки постановки цели, ее формулировки, измеримости.

Критика теории постановки целей:

• практическое применение сложно;

• хорошо срабатывает применительно к простым работам;

• применительно к трудно измеримым работам применение затруднительно;

• достижение цели может превратиться в навязчивую идею;

• постановка цели может превратиться в игру (игровую ситуацию).

Теория подкрепления (навязывания)

Теории подкрепления (Б. Скиннер) оставляет в стороне вопросы потребностей и мышления работников и привлекает внимание менеджмента к анализу взаимосвязей между поведением сотрудников организации и его последствиями. Приверженцы теории исследуют проблемы изменения или модификации поведения людей в процессе труда, адекватного использования немедленного вознаграждения и наказаний. Комплекс методов, посредством которых на основе теории подкрепления менеджмент стремится к изменению поведения сотрудников, получил название регулирования поведения. Основное предположение, на котором основываются методы регулирования поведения, – так называемый закон эффекта, согласно которому индивиды стремятся к повторению позитивно подкрепленного поведения и, наоборот, избегают вновь демонстрировать неподкрепляемые действия. Подкрепление определяется как любые действия, которые вызывают повторение или, напротив, подавление определенных образцов поведения.

• Стимул – внешнее, непосредственное принуждение индивида к определенному поведению.

В основе данной теории лежит тезис, что на поведение влияют его последствия. В соответствии с этой теорией влияние на поведение индивида осуществляется через изменения его последствий.

Теория подкрепления построена на исследованиях Б. Скиннера (1987) и работе А. Бандуры (Albert Bandura) (1977).

Если поведение индивида устраивает менеджера, то он использует позитивное подкрепление, если нет – негативное подкрепление или наказание, а может и торможение.

Положительное подкрепление – обеспечение благоприятных для индивида и менеджера последствий.

Цель – повторение в дальнейшем образцов поведения.

Пример, похвала со стороны менеджера хорошо выполненной работы.

Задача – модифицировать поведение сотрудника, закрепить в его сознании образец поведения, который соответствует требованиям менеджера.

Если подкрепление соответствует ожиданиям сотрудника, то поведение модифицируется.

Подкрепление спустя продолжительный промежуток времени после поведения уменьшает вероятность его возобновления.

• Наказание – управление неблагоприятными последствиями.

Цель – предотвращение нежелательного поведения, его подавление.

Пример, в организацию приняли нового сотрудника на работу, объяснив, что в этой фирме не курят на работе, работу выполняют точно и в срок, не опаздывают. В течение месяца сотруднику не сделали ни одного замечания за его небольшие опоздания, за периодическое отсутствие на рабочем месте из-за перерывов на курение, за некоторую небрежность в выполнении задания, но при выплате заработной платы за месяц – вычли половину. На вопрос "за что?", ответ – "мы вас предупреждали".

Применение наказания дает установку не делать это в будущем. Негативное подкрепление – устранение нежелательных последствий. Цель – закрепление нужного отклика, чтобы такое поведение больше не повторялось. Вариант наказания, но более мягкий. Пример, руководитель часто ворчит на подчиненного за небрежное выполнение отчет. Подчиненный, чтобы не слышать этой воркотни, будет стараться лучше выполнить поставленную задачу. Аналог выработки рефлексов у животных. Торможение – сдерживание положительных последствий. Цель – снижение интенсивности поведения, поскольку они не интересны в данный момент для менеджера. Идея теории состоит в том, что основные последствия поведения – поощрение или наказание являются критериями для определения будущего поведения (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Теория навязывания

Критика теории навязывания:

• считается, что нет реального изменения поведения, а индивида просто "подкупают", чтобы он лучше работал;

• некоторые авторы признают, что данная теория не в полной мере подкреплена практикой;

• работники могут стать крайне зависимыми от внешних подкреплений (например, заработной платы), а при прекращении подкрепления поведение не проявляется;

• существуют различные взгляды со стороны менеджеров и сотрудников на эффективность методов воздействия по изменению поведения, на то, что считать желательным поведением и что позитивным подкреплением.