Теория музыки и музыкальная жизнь в эпоху Средневековья

На исходе античной эпохи и упадка рабовладельческой государственности возникает христианская культура (начало - II в., становление - III-IV вв.). Ее музыкальное ОГЛАВЛЕНИЕ осеняет эпоху Средневековья, которая на ранних этапах проходит исключительно под знаком пения - христианского (католического и византийского) богослужения. Однако прежде чем перейти к характеристике музыкальной жизни, важно раскрыть понимание музыки, трактовку этого явления средневековыми мыслителями.

Фундаментальным трудом Средневековья, остающимся непререкаемым авторитетом для теории музыки в течение почти тысячелетия, является трактат "De institutione misica" Аниция Манлия Северина Боэция - римского консула, советника короля остготов Теодориха, философа, математика и теоретика музыки. Теоретическая концепция Боэция интересна своей классификацией, повторяемой многократно в теоретических трактатах и иных источниках Средневековья. Как и древние, он трактует музыку как гармонию, высшее выражение сущности мироздания. Но одновременно считает ее видом деятельности. Его классификация объясняет понимание средневековой культурой явления музыки: это иерархия "музык". Первое место занимает musica mundana - выражение гармонии мироздания, аналог пифагорейской "гармонии сфер". Вторая ипостась совершенства - musica humana, гармония человеческой души и тела. И наконец, третья составляет продукт гармоничной и совершенной деятельности человека в звуках - musica instrumentalis, или музыка "исполняемая".

Наиболее значительной теоретической концепцией музыки Средневековья является осознание и разработка системы восьми церковных ладов (самый ранний источник - трактат Аврелиана из Реоме, середина IX в.). Понять ее сегодня непросто - средневековое истолкование понятия "лад" так же требует понимания историко-культурного контекста, как и понятие "музыки". Лад - вовсе не звукоряд (гамма) с определенными "шагами" звуков друг за другом, хотя так он записывался в теоретических трактатах еще в Древней Греции. Это своеобразный "алгоритм" мелодий богослужения, которые в течение веков были сугубо устной культурой "произнесения" сакрального текста в определенном состоянии души. При отсутствии письменной фиксации мелодии певчим важно было запоминать "попевки", "мотивы", необходимые для характера конкретного богослужения обороты. По существу, средневековая теория лада была мнемонической системой, обеспечивающей устное музицирование.

Представления о музыке в Средневековье простираются от философии и математики до теории музыкальных средств и жанров. Отвлеченные от самого искусства в современном значении слова спекулятивные теории миропонимания со временем становятся материалом для философии и эстетики, а практические "рецепты" превращаются в сложную и разветвленную теорию музыкальной формы.

Самая знаменитая фигура теоретика музыки, т.е. ее ученого "практика" - Гвидо из Ареццо (ок. 990 - ок. 1050). Благодарная длительная память потомков об этом ученом связана с несколькими важнейшими вещами. Во-первых, Гвидо из Ареццо реформировал нотное письмо, чтобы облегчить певчим усвоение мелодий. Сущность нововведения состояла в "изобретении" нотного стана из четырех разноцветных линий: красной, черной, желтой и снова черной. На них и между ними размещались невмы, а значение звука каждой линии выставлялось латинской буквой. Из этой идеи впоследствии и сформировались знаки ключей, которые до наших дней называются этими буквами-нотами: скрипичный ключ - ключ соль, басовый - фа, альтовый и теноровый - ключи до.

Другим совершенно потрясающим "изобретением" Гвидо был новый метод обучения пению, названный сольмизацией. Формулой для запоминания звуков, которые надо было петь, являлась последовательность (гамма) из шести звуков. Для каждого звука он придумал названия по первым слогам гимна в честь св. Иоанна, который все певчие прекрасно знали и пели с мольбой избавить их от хрипоты. Каждый отрезок мелодии гимна начинался на тон выше предыдущего, и по первым словам строк Гвидо присвоил звукам "имена": ut, re, mi, fa, sol, la. Эти названия, сохранившиеся в течение тысячи (!) лет до наших дней, облегчали церковным певчим интонирование мелодических интервалов.

Сама "музыка" раннего Средневековья сокрыта от нас как искусство устной природы, не запечатленное в письменных текстах. Непостижимым и чудесным образом сохранился найденный в Египте (на папирусе, на обороте торгового счета) христианский гимн предположительно III в. Поскольку это запись в греческой нотации, историки предполагают в ранней христианской музыке влияние античного гимнотворчества. Но после признания христианства государственной религией Римской империи (IV в.) основные исторические сведения свидетельствуют о совершенно новых формах вокального искусства - пении в церковном богослужении.

Оно не связано с продолжением традиций античной лирики и восходит к ритуальному древнеиндейскому пению, представляя псалмодию - своеобразную речитацию с мелодическими вступлениями и заключениями. Важной чертой является так называемый мелизматический склад - распевание одного слога на пространных мелодиях, например на слове "аллилуйя". С IV в. он окончательно устанавливается в христианском культе под названием "амвросианское пение" по имени якобы основавшего его епископа. В итоге распространения нового склада пения и развития его принципов к VII в. образуется григорианский хорал - обязательный свод песнопений римской католической церкви, названный по имени папы Григория I Великого (590-604). Это начало формирования кодификации богослужения установлением обязательных текстов, которые сохранились в двух рукописных градуалах и антифонариях. Во второй половине VII в. папа Мартин I установил репертуар мелодий григорианского хорала.

С конца XI, в XII и особенно к XIII вв. в музыке Средневековья происходят значительные события. Музыка богослужения становится многоголосной. Письменные тексты, дошедшие до нас, позволяют определить с большей или меньшей точностью дату возникновения многоголосного пения, связывая ее с собором Notre Dame в Париже и именами создателей этого нового вида музыки.

Английский аноним называет лучшего органиста школы Нотр-Дам Леонина (приблизительно 50-80-е гг. XII столетия). Средневековью, как и всей западноевропейской культуре еще несколькими столетиями позже, неизвестно слово "композитор". Но и "органист" не означает музыканта, играющего на инструменте, пришедшем в католическую службу из Византии. Леонин составил Большую книгу органумов - "Magnus liber organi" - собрание градуалов и антифонов для церковной службы. Позднее ее дополнил и улучшил магистр Перотин Великий (конец XII - начало XIII в.), превратив напевы на основе григорианских мелодий в трех- и четырехголосные "обработки".

Очень существенная ветвь средневековой музыки порождена идеологией и культурой европейского рыцарства. Это музыкально-поэтическое творчество, связанное с кодексом рыцарской чести и культом прекрасной дамы, нормами служения ей, ритуалами куртуазной любви. Дошедшие до нас письменные образцы вокальной лирики и изображения инструментов позволяют увидеть мощное течение светской культуры, развивавшейся параллельно церкви и в определенном смысле в противопоставлении ей. Это искусство трубадуров и труверов: в XII в. уже известны имена отдельных труверов - авторов песен (текстов и мелодий). Самый знаменитый Адам де ла Аль (Галь) из Арраса, последний из труверов (ок. 1237-1287). На смерть Карла Анжуйского, короля Сицилии, он сочинил поэму, в Неаполе же была создана его знаменитая музыкально-поэтическая драма-пастурель "Игра о Робене и Марион".

Всего сохранились и доступны сегодня для знакомства с этим видом художественной деятельности средневековой культуры более 250 песен трубадуров и около полутора тысяч песен труверов.

Образцы искусства трубадуров попадают в Германию, где столетием позже в совершенно другой идеологии и культуре (не очень приспособленной к светскому восприятию мира) возникает искусство миннезанга. Музыкально-поэтическое творчество миннезингеров процветало при богатых дворах в Вене, Тюрингии, Чешском королевстве в Праге. Легенда повествует о большом состязании певцов в Вартбурге в 1206 г. при участии знаменитого Вальтера дер Фогельвейде и автора "Парсифаля" Вольфрама фон Эшенбаха.

Исследователи предполагают, что мощным источником рыцарской культуры и музыкально-поэтической лирики является искусство бродячих народных музыкантов, которых называли различными именами: жонглеры, менестрели, шпильманы. В то время как церковь отрицала и подвергала гонению инструментальную музыку, поющие и пляшущие актеры и музыканты, дающие представления на площадях, использовали обширный инструментарий: трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки, арфы, разнообразные формы струнных инструментов.

Средневековая музыкальная культура - огромный, пестрый и неоднородный период. У его истоков - аскетичные христианские гимны. А в XII-XIII вв. - пышное многоголосное богослужение в величественных соборах, комическое народное искусство актеров-певцов, рыцарская лирика. Они образуют достаточно мощные, противостоящие музыкальные практики - церковную и светскую. Борьба между ними развернется в последующую историческую эпоху - эпоху Ренессанса - и вспыхнет настоящей "войной" в искусстве барокко.