Теория ломаной кривой спроса

Данная теория объясняет жесткость и асимметричность цен в условиях олигополии. Предположим, что некая фирма-олигополист "Вега" действует в отрасли, где отсутствуют любые формы сговора между фирмами, поэтому каждая из них принимает решение самостоятельно. Будем также полагать, что "Вега" реализует товар по цене РЕ в объеме QE (рис. 13.1, а). Чтобы построить кривую спроса фирмы "Вега", необходимо знать, как будут реагировать конкуренты на попытки "Веги" улучшить свое экономическое состояние путем манипулирования ценами. Строго говоря, возможны два варианта поведения соперников – либо они не отвечают на действия "Веги", либо отслеживают их и соответствующим образом реагируют.

Рис. 13.1. Ломаная кривая спроса фирмы "Вега"

Предположим, что конкуренты не реагируют на действия "Веги". Тогда, снижая, например, цену выпускаемой продукции, фирма "Вега" может существенно расширить объемы продаж за счет сокращения доли иных фирм отрасли. Соответственно, повышение цен на товар приведет к тому, что покупатели предпочтут товары соперничающих фирм, поэтому объемы продаж "Веги" сократятся значительно. Следовательно, можно сделать вывод, что если фирмы отрасли не реагируют на ценовую политику "Веги", то кривая спроса будет эластичной (кривая Dx на рис. 13.1, а).

Представим теперь, что иные фирмы отрасли не оставляют без внимания действия "Веги". Если "Вега" понизит цену товара, надеясь расширить продажи, то, не желая лишаться рынков сбыта своей продукции, фирмы-конкуренты также понизят цену на свой товар. Поэтому "Вега" не сможет значительно увеличить объемы реализации, оттесняя с рынка фирмы своей отрасли. Рост объема производства Q в этом случае возможен как для "Веги", так и для других фирм отрасли только за счет фирм других отраслей и на незначительную величину. Если "Вега" будет повышать цену товара, то ответное повышение цен конкурентами также приведет к нивелированию ожидаемого результата: вся отрасль лишится покупателей (они охотнее будут покупать более дешевые товары других отраслей), но баланс между "Вегой" и остальными соперниками сохранится. Вышесказанное позволяет сделать вывод: если фирмы отрасли отслеживают действия фирмы "Вега", то кривая ее спроса становится менее эластичной (кривая D2).

Как же все-таки поведут себя фирмы-конкуренты? Скорее всего, они оставят без внимания случаи повышения "Вегой" цены товара, поскольку это мало угрожает им, но не позволят "Веге" безнаказанно лишать их рынка сбыта за счет понижения цены товара. Иными словами, когда "Вега" повышает цену товара, то спрос на товар остается эластичным и кривая спроса имеет вид D, на участке аE (рис. 13.1, б); когда же фирма "Вега" снижает цену, то вследствие реакции других фирм кривая спроса становится менее эластичной и принимает очертание кривой D2 на участке Еп. Следовательно в точке Е кривая спроса фирмы "Вега" будет иметь излом, и такая кривая называется ломаной кривой спроса. В этих условиях при достижении объема выпуска QE кривая предельной выручки терпит разрыв и имеет два участка: cd и ef.

Ломаный вид кривой D и разрыв кривой MR объясняют "жесткость" цеп олигополиста. Действительно, если цена товара равна РЕ, то фирме "Вега" невыгодно менять ее: повышение цены товара не вызовет реакции соперников, но вследствие высокой эластичности спроса приведет к резкому сокращению продаж и к потерям. Снижение цены из-за ответной реакции оппонентов также не сулит больших выгод, а после достижения объема QA станет вовсе бессмысленным, так как в дальнейшем спрос будет неэластичным (напомним, что в точке, где кривая MR пересекает ось X, эластичность спроса по цене Еd = 1; при дальнейшем росте Q спрос становится неэластичным).

Поэтому с точки зрения изменения спроса на свою продукцию фирме "Вега" выгодно удерживать цену на уровне Ре. "Жесткость" цен с другой стороны можно объяснить и разрывом кривой MR: если предельные издержки будут изменяться в пределах разрыва (от точки е до точки d на рис. 13.1, б), то кривые МС пересекутся с кривой MR при одном и том же значении QE (кривые МС, и МС2). В связи с этим изменение издержек не окажет воздействия на цену товара, и она останется равной равновесной величине РЕ.

В теории ломаной кривой спроса имеются, однако, слабые стороны. Главный недостаток состоит в том, что она не объясняет, каким образом фирма-олигополист установила цену РЕ. Данная теория показывает, почему олигополист не желает менять цену, но не обосновывает принципы ценообразования.