Теория государственных финансов

Теоретико-научный базис публичных финансов сформировался под воздействием множества идей, концепций и теорий, связанных с государством. Эволюция учений о государстве – это и эволюция взглядов на общественные финансы, и его ядро – государственный бюджет. Ретроспективный обзор классических теорий государства в контексте теории финансов представлен многими современными авторами[1]. Основы современного понимания государства как главного субъекта финансовых отношений заложены в трудах ученых разных направлений: камералистов, схоластов, меркантилистов, физиократов, натуралистов – Ж. Бодэна, У. Петти, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ф. Кенэ, Й. Юсти, Й. фон Зонненфельса, А. Вити де Марко; классиков – А. Смита, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэя; маржиналистов – А. Маршалла, Дж. Кларка; особняком стоящего Дж. М. Кейнса. Систематические трактовки участия государства в перераспределении денежных ресурсов и предоставлении общественных благ стали появляться начиная с XV в. и углублялись в эпоху Просвещения. В работах того времени преимущественно исследовались функции государства, проблемы развития сельского хозяйства, внешней и внутренней торговли, справедливость налогообложения, структура тогдашних источников национального богатства, управление общественным хозяйством. В части работ финансы рассматривались как часть общей экономической теории, в другой части – как самостоятельная область научных знаний.

Адам Смит в фундаментальном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) проследил связи финансов, рынка и государственного управления, базируясь на приоритете индивидуальных интересов, максимального невмешательства государства в экономику. Он писал: "Как только правительство начинает управлять, это расстраивает естественное равновесие промышленных отношений, и каждое вмешательство требует большего бюрократического контроля, пока не заканчивается тиранией тоталитарного государства". Классик уповал на рыночную саморегуляцию экономики; известна знаменитая метафора А. Смита "invisible hand of the market – невидимая рука рынка". При анализе государственных финансов Смит размышлял, "каковы необходимые расходы государя или государства, какие из этих расходов должны покрываться за счет сборов со всего общества и какие – только определенной частью общества или отдельными его членами; во-вторых, каковы различные методы привлечения всего общества к покрытию расходов, падающих на все общество". На основе этого анализа Смит обосновал принципы налогообложения, пригодные и сегодня.

К XVIII–XIX вв. окончательно сформировался понятийный аппарат науки о государственных финансах, включавший их интерпретацию с разных позиций, но неизменно с учетом их особого значения в общественной жизни вследствие воплощения ими представления об общем благе. Маржиналисты с точки зрения микроэкономики и теории предельной полезности развивали мысль о финансировании общественного благоденствия индивидуальными взносами. В гл. 6 исследования "Деньги, кредит и экономика" Альфред Маршалл писал, что ".. .каждая часть страны должна вносить свой вклад в финансирование расходов центрального правительства. Это лимиты на оборону от внешних врагов, на внутреннее управление в плане общественного порядка, на образование, здравоохранение и некоторые социальные блага".

Не являясь мейнстримом в учении Дж. М. Кейнса, государственные финансы в отдельных аспектах тем не менее постоянно находились в поле его зрения. Так, по мнению Кейнса, чтобы уменьшить имущественное неравенство в обществе, необходимо с помощью перераспределения доходов увеличивать доходы малоимущих. Это диктуется сугубой утилитарностью, так как следом за этим вырастает платежеспособный спрос на массовые виды товаров и стимулируется рост их производства.

Из авторов XX в. классиком в области общественных финансов заслуженно считается Р. А. Масгрейв. Его труды "Теория государственных финансов" (The Theory of Public Finance, 1958), "Фискальная система" (Fiscal Systems, 1969), "Государственные финансы: теория и практика" (Public Finance in Theory and Practice, 1973, в соавторстве с П. Масгрейв) являются авторитетными фундаментальными работами, представляющими современные взгляды на общественные финансы, государственный бюджет, фискальную политику и налоговую конкуренцию, расходы государства, влияние государственных финансов на инфляцию, состояние рынка труда, экономический рост.

Заметный вклад в теорию государственных финансов внесли Д. Брюммерхофф, Дж . Грубер. Так, Д. Брюммерхофф в книге

"Теория государственных финансов" (1996, русский перевод 2002), выдержавшей семь немецких изданий, рассматривает множество сторон государственных финансов на базе теорий оптимального равновесия, несовершенства рынка и государства, теории распределения налогов. В работе проанализированы финансовая антициклическая политика (fiscal policy), воздействие государственных доходов и расходов на персональное распределение дохода и имущества, границы перераспределения. Дж. Грубер в учебнике "Государственные финансы и государственная политика" (2010, рус. пер. – 2012), используемом в 150 странах мира, представил современный и актуальный подход к изучению теоретического аппарата и практического инструментария общественных финансов.

Таким образом, теория публичных финансов представлена в мировой науке широко и разнообразно. Она содержит необходимый свод знаний об основных понятиях, элементах, структуре, функциях, содержании, целях и задачах общегосударственных финансов. Вместе с тем современные представления о финансах общественного сектора корректируются с учетом глобальных изменений в экономике и социальной сфере. Кризисные явления на финансовых рынках, дисбалансы производства и потребления, проблемы государственных долгов, инфляция и другие современные проблемы побуждают к пересмотру устоявшейся концепции саморегулируемой экономики. Объективная картина такова: фактически усиливаются роль и значение государства в регулировании национальной экономики и финансовых рынков с целью сбалансированного и устойчивого развития, недопущения разрушительных финансовых кризисов. Период тотального дерегулирования сменяется политикой разумного государственного регулирования в бюджетной, налоговой, кредитной, фондовой сферах.