Лекция І. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки — философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей мироощущения. Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону[1]. Так, древнегреческий мыслитель Демокрит (ок. 460—360 до н.э.) считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству.

Со временем в системе философских знаний обособляется философия права. Предметом ее становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Философия права является методологической базой юриспруденции.

Общая философия и философия права соотносятся как часть и целое. Будучи составной частью философии, философия права не отличается от целого ни по функциям, ни по методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как полагают многие ученые и практики, заключается в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, лежащих в основе всех юридических наук. При этом считается, что основной и высшей научной категорией юриспруденции служит право, которое представляет собой явление общественной, или государственной, жизни общества, поэтому его научное понятие может быть раскрыто только на фоне государства, которое, в свою очередь, предполагает понятие об обществе[2].

Немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770—1831) не сомневался не только в том, что философия права — это наука, но и в том, что наука о праве — это философия[3]. В противоположность ему русский юрист Н. М. Коркунов (1853—1904) выступал против сверхъюридической правовой научности, однако допускал использование словосочетания "философия права" для обозначения тех высших уровней теории права, на которых глобальные обобщения еще сохраняют осмысленную связь с правовым материалом[4]. Популярностью пользуется также интерпретация философии права как методологии и гносеологии юриспруденции.

Со второй половины XIX в. обозначилась тенденция сосредоточения под названием "философия права" разнообразных фрагментов философских соображений и подходов, по тем либо иным мотивам импортируемых, а затем "легализуемых" в правоведении. Так, немецкий юрист Густав Гуго (1764—1844) утверждал, что не наука о праве есть часть философии, а философия права — часть юридических теоретизаций.

Для России 1970—1980-х гг. философско-правовое самосознание особенно ярко появилось у правоведов: они принимали лишь такую философию Права, которая "-вырастает на фундаменте всего юридического знания"[5].

Современные отечественные трактовки философии права можно свести к двум типам: юридическому и интегративному. В решениях первого рода, предлагающих различные версии философии как юриспруденции, игнорируется тот факт, что основанные на юридической территории философские мысли либо "мумифицируются", либо сами трансформируются в юриспруденцию, либо перерабатывают ее в философию, либо синтезируются в особый тип знания. Наиболее правдоподобной нам представляется интегративная двухуровневая модель, предложенная в работах С. С. Алексеева и В. С. Нерсесянца. На первом уровне философия права выступает в качестве исконно философской дисциплины, рассматривающей право под углом зрения универсальной философской системы или историко-философских разработок. На втором уровне она является интегрированной философско-правовой областью знаний, "когда на основе определенной суммы философских идей осуществляется научная проработка правового материала"[6]. Следовательно, философия права — это особая область двунаправленного движения к пункту конкретности истины о праве: от философского всеобщего через правовое особенное и от правового особенного через философское всеобщее[7].

До недавнего времени у российских ученых наибольшим авторитетом пользовалась интерпретация философии права как конституции правопознания: "Философия права есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самой, общей философией и комплексом юридических наук"[8]. В последние годы в отечественной литературе очевиден и закономерен перенос акцента с логики познания права на познание логики самого права. Философию права начинают характеризовать как пауку о праве в человеческом бытии; ожидают от нес мировоззренческого, ценностного объяснения права, его смысла и предназначения, возвращаются к классическому положению, согласно которому "цель разума — истина, и философия права занята поисками истины о праве". Так мы подходим к современному пониманию объекта философско-правовых изысканий. На втором их уровне он обозначен как "действительность в тех пределах, в которых существует право"[9], а на первом уровне мы поднимемся еще на одну ступень — до тех пределов реальности, в которых существование права может быть понято и обосновано. Тогда право предстанет в качестве укорененного в системе отношений "мир — человек" целого юридического универсума — широкого и сложного образования, включающего различные формы собственно права, правосознание, правовые идеалы, правоотношения и среду их функционирования, многообразные механизмы мотивации и регуляции деятельности. В юридический универсум входит и то, что правом как таковым не является, но без чего его быть не может, — ценностная конфигурация общественной жизни, определенные сущностные характеристики человека, "виртуальное право" (инфраправо, или так называемые непосредственные социальные притязания) и, возможно, многое другое, что еще предстоит открыть и осмыслить.

Гегелевская философия права и государства — это философское учение об объективном духе, т.е. о сфере внешней объективизации свободы в виде форм права и государства. Право, по Гегелю, есть наличное бытие свободной воли. Диалектика данной воли совпадает с философским конструированием системы права как права царства реализованной воли. В гегелевской философии права это понятие употребляется в следующих основных значениях: право как свобода (идея права); право как определенная ступень и форма свободы (особое право); право как закон (позитивное право). Государство, по убеждению философа, "есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как явная, самой себе ясная субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает". Государство есть разумное в себе и для себя. Таким образом, гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, выступает как правовое.

Основополагающим принципом воззрений другого немецкого философа, Эммануила Канта (1724—1804), является утверждение о том, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, пусть даже благородных. Человек — субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. "Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства", — советовал мыслитель. Иными словами, поступай так, чтобы относиться к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели — и никогда только как к средству.

Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Из такого понимания явствует, что право призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Что же касается отношения к государству, то мыслитель связывает необходимость государства — объединения множества людей, подчиненных правовым законам, — исключительно с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Под благом государства он понимает состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права[10].

В российской юридической мысли преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения па основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой специальной науки, в том числе многочисленных юридических дисциплин, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Поэтому функции философии права возлагаются на теорию права, которая концентрирует внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни.

Проблема взаимосвязи и взаимообеспечения философии и наук, исследующих конкретные стороны окружающего мира, чрезвычайно актуальна с точки зрения общего оздоровления реальной общественной жизни, ее прогресса, совершенствования самого человека. Философия как "наука наук" — в представлениях Аристотеля, Канта, Гегеля — может быть таковой лишь на основе интеграции всех современных знаний о природе, человеке, мышлении, обществе. Выявление закономерностей мироздания осуществляется на базе обобщения отдельных научных знаний, и в частности науки о государстве и нраве, которая придает ему юридическую значимость. Как в философии, так и в любой другой науке существует специализация — относительное обособление знаний определенной части дисциплины, которая имеет самостоятельную жизнь. Однако вне системных связей с мировоззренческой основой не может быть ни философа, ни другого специалиста в .побои сфере человеческой деятельности.

Юриспруденция и в научном, и в практическом смысле базируется па философских знаниях. Но способна ли философия права охватить всю совокупность юридических знаний, всерьез заниматься практическим исследованием основных закономерностей государства и права, выработкой методологии многочисленных отраслевых аспектов государственно-правовой науки? В современных условиях это возможно лишь на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией права. Углублять, интегрировать, развивать, конкретизировать философские основы общей теории государства и права — объективная потребность общественной жизни. Игнорировать теорию государства и права как общетеоретическую науку невозможно хотя бы из практических соображений. В то же время современная российская философия права непоследовательна и противоречива, пестрит расхождением мнений практически по всем вопросам, включая предмет и природу самой дисциплины.

Итак, дисциплина "Философия права" посвящена, во-первых, подробному изучению основных философских правовых учений великих мыслителей от Античности до наших дней и, во-вторых, анализу оснований юриспруденции как отдельной науки, се смысла, значения и основополагающих принципов. Это определяет важное место курса в учебном процессе, поскольку, дополняя такие дисциплины, как "Всеобщая история государства и права", "История политических и правовых учений", "История государства и права в России", "Римское право", "Теория государства и права", она позволяет сформировать целостное представление о теоретической юриспруденции и выработать у студентов сознательную гражданскую позицию.