Введение

Соотношение и связи учебной дисциплины и науки (наук) весьма неоднозначны. Учебная дисциплина представляет собой подготовленную особым образом информацию (систему сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой), усвоение которой полагается необходимым для подготовки специалистов соответствующего профиля и уровня. Студенты в процессе обучения изучают не науки, а учебные дисциплины, точнее сказать, науки посредством учебных дисциплин. ОГЛАВЛЕНИЕ учебной дисциплины может формироваться на базе как одной, так и нескольких наук.

Теория государства и права" представляет собой комплексную учебную дисциплину, основанием которой служат две науки – общая теория права и теория государства (прежде всего – общая теория права). ОГЛАВЛЕНИЕ учебной дисциплины "Теория государства и права" и само ее название сформировались в советский период нашей истории, когда официально не признавалось существование политической науки (политологии), а значит, не было соответствующей учебной дисциплины. На этом фоне необходимость изучения студентами-юристами ряда политико-государственных явлений привела к формированию особой учебной дисциплины под названием "Теория государства и права", в рамках которой эти вопросы и преподавались. Причем проблемам теории государства придавалось, с учетом советской идеологии, особое значение, что и видно из названия данной дисциплины, в котором "теория государства" поставлена на первое место.

В дореволюционной России на юридических факультетах университетов читался курс общей теории права (философии права, энциклопедии права). После Октябрьской революции 1917 г. в систему юридического образования России вошел курс общей теории права, который был создан известными юристами-марксистами Петром Ивановичем Стучкой (1865–1932), Евгением Брониславовичем Пашуканисом (1891–1937) и др. По существу, это было продолжение традиции, сложившейся в юридическом образовании дореволюционной России.

В дальнейшем, по мере становления сталинского режима и формирования тоталитарной идеологии, когда право было отодвинуто на второй план и рассматривалось как придаток государства, по настоянию Андрея Януарьевича Вышинского [1] (1883–1954), четко выполняющего установку, сделанную И. В. Сталиным в Кратком курсе истории ВКП(б) относительно роли государства и его теории, общая теория права была повсеместно заменена в юридических вузах учебной дисциплиной под названием "Теория государства и права" {{}}.

В 1940 г. вышел учебник "Теория государства и права", написанный Сергеем Александровичем Голунским и Михаилом Соломоновичем Строговичем, в котором приоритет был отдан излагаемому в духе сталинского понимания учению о государстве, а вопросам теории права было отведено второстепенное место. Таким образом, "Теория государства и права" возникла в нашей стране прежде всего как учебная дисциплина, а затем уже стали говорить о ней как о науке.

В настоящее время такое название учебной дисциплины не имеет оснований ни с идеологической точки зрения, ни с точки зрения ее содержания. С идеологической, потому что изменилась идеология российского общества – понимание приоритетности права и служебной роли государства, уход от отождествления права и закона, принятие концепции правового государства и т.д.

Что касается содержательной стороны вопроса, то "Теория государства и права" как учебная дисциплина в своей основной части всегда была сформирована на основе содержания такой науки, как общая теория права, а не на базе теории государства. И это закономерно, поскольку отраслевые учебные дисциплины, которые изучают студенты, являются правовыми, а не государствоведческими. Вопросы теории государства в рамках общетеоретической юридической дисциплины изучаться должны, но исключительно с целью формирования представления о праве.