Теория флуктуаций

Наиболее подробно П. Сорокин характеризовал экономическую стратификацию, изменение которой по историческим эпохам описывал термином "флуктуация".

С экономической точки зрения, все население в зависимости от доходов каждого можно выстроить на ступеньках огромной пирамиды, расположив их сверху вниз. Если сравнить все общества и присущие им пирамиды доходов, то окажется, что со временем они изменяются. Пирамида доходов в одной и той же стране то высокая, то низкая, то средняя по размерам. Если неравенство в обществе очень сильное, доходы богатых намного превышают доходы бедняков, то профиль пирамиды высокий, и наоборот. Таким образом, с течением времени происходит то уменьшение, то увеличение высоты экономической пирамиды. Это явление и называется флуктуацией (рис. 13.7).

Рис. 13.7. Сорокин называет флуктуацией процесс изменения высоты пирамиды доходов

Сравнив огромный статистический материал, П. Сорокин первым в мире доказал, что какой-либо устойчивой тенденции в истории не существует. Иначе говоря, население Англии, Америки или России век от века не становятся богаче или беднее. Знак минуса со временем меняется на знак плюса. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так происходит в современной Америке. Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически (за обогащением следует обнищание): мелкие циклы – 3–5, 7–8, 10–12 лет, крупные – 40–60 лет. Сорокин считает, что его теория флуктуаций опровергает идею прогресса человечества – постоянного улучшения экономического положения.

В обществе, основанном на частной собственности, нет социальных потрясений. Его пирамида не слишком высока, но и не слишком низка. Как только частную собственность уничтожают, общество входит в полосу социальных потрясений. В 1917 г. большевики национализировали банки, ликвидировали богатых, сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарплатой и довели ее до соотношения 175: 100.

Экономическая пирамида стала почти плоской. Хотя подобные случаи в истории единичны, они служат предвестием грядущей катастрофы, после которой общество стремится восстановить нормальную форму распределения доходов. И в коммунистической России вскоре появились богатые, средние и нищие. Человечество должно усвоить простую истину, считает П. Сорокин: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством. Третьего не дано.

Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает "точки кипения", общество ожидает социальная революция, восстания, смена правящей верхушки. Иными словами, очень неспокойный период жизнедеятельности. Итак, когда расслоение достигает максимума (такое состояние ныне именуется усилением социальной поляризации), следует социальная катастрофа – революционно-уравнительная лихорадка. Возможны два исхода: либо общество сразу возвращается к нормальной форме стратификации, либо идет к ней через большую катастрофу. Первый путь ближе к реформам, второй – к революции.

Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. П. Сорокин сравнивал таким образом различные страны и различные исторические эпохи. Например, в средневековой Германии соотношение высшего и низшего доходов составляло 10 000: 1, а в средневековой Англии – 600: 1.

По уровню неравенства и бедности (второе – следствие первого) можно сравнивать между собой людей, народы, страны, эпохи. Кросс-исторический и кросс-культурный анализы широко используются в макросоциологии. Они раскрывают новые аспекты развития человеческого общества.

В противоположность Марксу П. Сорокин утверждал, что постоянного увеличения или уменьшения неравенства в истории человечества не существует. В разные эпохи и в разных странах неравенство то увеличивается, то уменьшается, т.е. флуктуирует. Флуктуации происходят нецеленаправленно и циклически: периодичность малых циклов достигает 12 лет, больших – 60. Сорокин выделил еще один цикл – в 150 лет. Все циклы чередуются, и одни могут помещаться внутри других. Гипотеза П. Сорокина считается наиболее убедительной (рис. 13.8).

Рис. 13.8. Уровень неравенства колеблется (флуктуирует)

В подтверждение сказанному можно привести данные, на которые ссылается П. Сорокин, доказывая свою теорию флуктуаций (неупорядоченных колебаний) социального неравенства. В конце Средних веков в Германии годовой доход крестьянина составлял 40 гульденов, дворянина – 400, графа – 4 тыс., принца – 40 тыс., короля – 400 тыс. Соотношение самого высокого дохода и самого низкого равнялось 1000: 1. В 1500 г. самый высокий доход (короля) превышал средний доход (ремесленника) в 500 тыс. раз. В XVII в. в Англии самый низкий годовой доход низкооплачиваемого рабочего составлял 5 фунтов стерлингов, самый высокий (за исключением короля) доход высшего дворянства – 3200 фунтов. Социальное неравенство в Древнем Риме на ранних стадиях развития было незначительным. Но постепенно оно нарастало и к III в. н.э. достигло максимума. Рим стал "республикой миллионеров и нищих". Состояние Красса оценивалось в 7 млн, Сенеки – в 1,5 млн, Цезаря – более чем в 70 млн долл. США.

Таким образом, различия между богатыми и бедными то значительны, то относительно снижаются (но не исчезают), правовые политические различия в условиях демократии несколько снижаются, в условиях деспотизма и тоталитаризма увеличиваются, власть то концентрируется в руках немногих, то в руках большего количества лиц, некие профессии то имеют высокий престиж, то уравниваются с другими. Нет единой линии прогресса в этих отношениях, а есть только повторяющиеся флуктуации, колебания, то расширение, то сужение размеров явлений.

П. Сорокин обосновал социальный закон флуктуации тоталитаризма[1] и свободы, показав, что в кризисных ситуациях "масштабы и суровость правительственной регламентации неизменно увеличиваются, и экономика общества, политический режим, образ жизни и идеологии испытывают тоталитарную трансформацию; и чем сильнее кризис, тем значительнее эта трансформация. Напротив, каждый раз, когда сильный кризис в обществе уменьшается, масштабы и суровость правительственной регламентации уменьшаются, и экономические, политические, идеологические и культурные системы реконвертируются к мирным детоталитарным, менее регламентируемым и более свободным образам жизни..."[2]. Им исследованы цикличные флуктуации внутренних беспорядков в обществе и войн более чем за два тысячелетия.

Исторический процесс, уверен П. Сорокин, вовсе не похож на исторический прогресс. Развитие обществ, культур и стран не происходит по непрерывно восходящей кривой – от низшего к высшему, от худшего к лучшему. Неупорядоченные и перманентные флуктуации – основной закон истории культуры и общества.