Лекция 22. Теория деятельности в советской психологии. Деятельность и сознание

В 1930-е гг. перед психологической наукой были поставлены новые задачи. Первой стала разработка методологии психологии как фундамента построения науки нового типа, представляющей собой не описательное, а объяснительное знание. Второй — создание системы психологии как науки, которая включила бы и все критически переосмысленные достижения мировой психологии и одновременно опиралась бы на отечественные эмпирические исследования. Третьей, непосредственно вытекающей из второй, была задача раскрытия и преодоления кризиса психологической науки.

Деятельностный подход сменил реактологию и стал выражением стремления к построению психологии на основе марксизма. Суть его выражалась в выдвижении фундаментального постулата о единстве сознания и деятельности. Это означает, что всякое ОГЛАВЛЕНИЕ сознания и всякий психический процесс необходимо рассматривать как результат познавательных действий — перцептивных, мыслительных. В основе действий лежат мотив (потребность) и определенная цель. Деятельность рассматривалась с марксистской точки зрения, утверждавшей труд как основную форму взаимоотношения человека со средой.

Категория деятельности, с ее основным принципом единства сознания и деятельности, с одной стороны, противопоставлялась бихевиоризму, отрицавшему сознание, с другой стороны — фрейдизму, утверждавшему влияние бессознательных влечений. Более всего она соответствовала операционализму в форме необхевиоризма, который стал развиваться именно в это время (в 1930-е гг.).

Основными теоретиками данного подхода стали С. Л. Рубинштейн и Л. Н. Леонтьев. Первый был склонен к философскому и методологическому решению проблем деятельности в психологии, второй рассматривал развитие психики как деятельности в теоретическом, историческом, фило- и онтогенетическом ключе. Оригинальную концепцию состояния психики ("установку") выдвинул и Д. Н. Узнадзе.

С. Л. Рубинштейн (1889-1960) известен как- основатель марксистской теории деятельности в советской психологии.

С трудами К. Маркса Рубинштейн познакомился очень рано. Но извлечь из марксовой теории ее собственно философское ОГЛАВЛЕНИЕ он смог, только определив собственную концепцию — концепцию философской антропологии, центром которой выступала идея не субъекта познающего (как у Гегеля), а идея субъекта существующего и деятельно реализующего в мире свою сущность. Рубинштейн изложил ее в рукописи. В своей работе он систематически разработал принцип субъекта и его творческой самодеятельности, впоследствии преобразованный им в качестве методологического принципа психологии и названный деятелъностным подходом.

В начале 1930-х гг. ученый опубликовал свою концепцию сознания и деятельности в статье "Проблемы психологии в трудах К. Маркса", а на следующий год вышла в свет его первая монография "Основы психологии" (1935). В этих работах Рубинштейн представил свою интерпретацию системы идей, заключенных в ранних рукописях К. Маркса.

В качестве одной из программных работ Рубинштейна можно выделить "Основы общей психологии". В ней ученый подошел к рассмотрению психики, сознания и личности с позиций принципа развития. Он также сделал попытку раскрыть в единстве все существующие аспекты развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического. Сама деятельность субъекта также рассматривалась в процессе ее становления и совершенствования (на разных этапах усложнения жизненного процесса деятельность принимает новые формы и начинает строиться по-новому). В конкретизированном виде выступил принцип единства сознания и деятельности (раскрытие этого единства осуществляется в аспекте функционирования и развития сознания в деятельности; проявление сознания в деятельности есть одновременно развитие сознания через деятельность, а также его формирование).

Рубинштейн дал методологическое определение природы психики как единства отражения и отношения, познания и переживания, гносеологического и онтологического. В этой же работе он представил развернутую характеристику сознания как высшего уровня организации психического. Сознание рассматривалось ученым как регулятор деятельности, осуществляя три взаимосвязанные функции — регуляции самих психических процессов, отношений субъекта к миру, а также регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Сознание, таким образом, выступало как высшая способность действующей личности.

В своей книге "Бытие и сознание" (1957) Рубинштейн обратился к разработке принципа детерминизма как ключевого метода для философии, психологии и самой социальной жизни. Одной из важнейших методологических особенностей новой формулы детерминизма стало преобразование ложно поставленной философской проблемы: либо психическое материально и тогда объясняется только физиологически, либо оно идеально, тогда его сущность постигаема только за пределами материального мира.

Наиболее существенные особенности деятельности Рубинштейн проанализировал в статье "Принцип творческой самодеятельности". Он отнес к ним:

1) субъектность (деятельность всегда осуществляется субъектом, точнее субъектами);

2) содержательность, реальность, предметность (деятельность не бывает символической и фиктивной);

3) неразрывная связь с творчеством;

4) связь деятельности с самостоятельностью. Ученый выдвинул следующие идеи относительно природы человека, отражающие суть деятельностного подхода.

1. Всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель.

2. Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания и, таким образом, перестает быть простой совокупностью ответных реакций па внешние раздражители.

3. Осознанность действия зависит от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Таким образом, сознательное действие — это действие, которое сопровождается сознанием.

4. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему сознательных действий, которая отличается от реакции иным отношением к объекту.

5. Действие — это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становится поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднимается в план сознания и превращается в сознательное отношение.

6. Единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании. Их единство основывается на единстве сознания и бытия, объективное ОГЛАВЛЕНИЕ которого проявляется через сознание.

7. Через деятельность субъекта его психика становится познаваема для других. Для познания психики нужно исходить из принципа единства внутренних и внешних проявлений.

8. Деятельность понимается как взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру.

9. Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного продукта, который создается в деятельности и является ее целью: практическая (трудовая) и теоретическая (познавательная) деятельность.

Научные исследования и работы Рубинштейна отличаются последовательностью изложения истории и методологии психологии, объединением их в целостную теоретическую и историческую систему.

Единство сознания и деятельности, единство деятельности — внешней и внутренней, происхождение внутренней, психической деятельности из внешней, предметной, — все они утверждают производный характер психики, сознания, его вторичность по отношению к материальному миру — это убеждение ученого было поддержано представителями советской психологии.

Важнейшим достижением советской психологической науки стала разработанная одним из создателей советской психологии, А. Н. Леонтьевым (1903 1979) общепсихологическая теория деятельности.

На материале теоретических и экспериментальных исследований ученый показал объяснительную сил}' деятельности для понимания центральных психологических проблем: сущности и развития психики и сознания, функционирования различных форм психического отражения личности. При разработке проблемы деятельности Леонтьев опирался на положения культурно-исторической концепции психики Л. С. Выготского.

Леонтьев начинал свою карьеру, разрабатывая совместно с группой ученых проблему деятельности в детской психике и изучая такие аспекты ее развития и изменения, как постановка ребенком целей и мотивов своей деятельности. Позже он обратился к исследованию проблемы генезиса психики, которые были изложены им в диссертационной работе "Развитие психики" (1946).

Фундаментальным трудом, раскрывающим суть деятельностного подхода, стала работа Леонтьева "Деятельность. Сознание. Личность", в которой им были выдвинуты следующие научные идеи.

1. Деятельность должна быть понята как процесс, осуществляющий жизнь субъекта, целью которого является удовлетворение предметных потребностей субъекта.

2. Предметные потребности определяются как внутренние состояния организма.

3. Развитие деятельности необходимо приводит к возникновению психического отражения реальности в ходе эволюции (деятельность порождает психическую жизнь).

4. Деятельность есть процесс, который переводит отражаемое в отражение (т.е. внешнее во внутреннее).

5. На уровне поведения человека психическое отражение также выражается и в продуктах деятельности. Таким образом, деятельность помимо объективного отражения реальности переводит образ в объективно-предметную форму, которая может быть вещественной или идеальной (нематериальной). Язык является формой отражения образа в индивидуальном сознании.

6. Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе:

• элементарная сенсорная психика;

• перцептивная психика (т.е. формирование образа);

• стадия интеллекта (т.е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде).

7. В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность.

8. Деятельность осуществляется субъектом, соответственно предполагает раскрытие понятия личности как продукта всех отношений человека к миру, и эти отношения осуществляются через совокупность всех деятельностей человека.

9. Всю совокупность человеческого опыта можно разделить па три вида: индивидуальный, видовой и социальный, которые наличествуют у каждого человека.

Идеи Леонтьева оказали сильнейшее влияние на развитие большинства отраслей отечественной психологии — социальной, детской, педагогической, инженерной, патопсихологии, зоопсихологии, эргономики. Более того, они положили начало развитию этих отраслей психологии в СССР. Как и С. Л. Рубинштейн, Леонтьев является одним из основателей советской психологии.

Но все же слабым звеном в теории Леонтьева следует признать его понятие "предметной деятельности", деятельности, имеющей объектом предметы действительности, и игнорирующей отношения (общение) людей или рассматривающей их косвенно, не специально.

Получившая мировую известность теория установки была разработана Д. Н. Узнадзе (1886-1950).

Изучая зарубежную психологию и различные ее концепции, Узнадзе смог выявить особенность, общую для большинства направлений. Он назвал к ее "постулатом непосредственности". Согласно данному постулату "объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психику и в этой непосредственной связи определяет ее деятельность".

Истоки этой "догматической предпосылки" Узнадзе видел в ложной ориентации психологии на естествознание, которое базируется па признании факта непосредственной связи между физическими явлениями. Аналогию с этим принципом Узнадзе усматривал и в "принципе замкнутой каузальности" В. Вундта (психическое возникает из психического), который критиковал как ненаучный и непродуктивный, и в объяснениях гештальтпсихологии, и в бихевиоризме.

Узнадзе раскрыл глубокие последствия, к которым приводит психологию опора на постулат непосредственности. Это идеализм и механицизм, выразившиеся в игнорировании субъекта деятельности и личности как конкретной целостности, вследствие чего поведение представляется как "взаимодействие с действительностью отдельных психических и моторных процессов, первично определенных непосредственным взаимодействием... моторных или психических процессов и их стимулов или раздражителей, и следовательно для его понимания, помимо учета этих двух моментов, не требуется ничего другого".

Проделанный Узнадзе анализ зарубежной психологии оказался созвучным ее исследованиям, отраженным в трудах Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. Взгляды ученого разделялись и советской психологией в целом. Так, А. Н. Леонтьев неоднократно использовал термин "постулат непосредственности", введенный Узнадзе, и так же, как он, видел задачу психологии в преодолении этого постулата. Критика постулата непосредственности входит важной составной частью в работу по созданию методологических основ собственной психологической концепции Д. Н. Узнадзе. Из нее вытекает задача преодоления данного постулата. Ответом на эту задачу явилась теория установки.

Теория установки, по собственной оценке Узнадзе, стала попыткой объяснить активность живого организма как целого, его взаимоотношения с действительностью с помощью введения особого внутреннего образования, обозначенного понятием "установка". Установка возникает при наличии одновременно двух условий: потребности, актуально действующей в данный момент, и объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ее формировании учитываются внутренние и внешние факторы.

Установка представляет собой первичное целостное, недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. Установка — "состояние, которое можно квалифицировать как внесознательный психический процесс, оказывающий в данных условиях решающее влияние на ОГЛАВЛЕНИЕ и течение сознательной психики". "Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения".

Экспериментальным материалом для изучения феномена установки послужили различного рода иллюзии органов чувств (зрения, слуха, веса, объема и пр.). Был разработан метод экспериментального исследования установки, изучены виды установок, процесс их формирования, описаны их свойства. С позиции установки были даны характеристики психических процессов, произведена оригинальная классификация форм поведения и деятельности человека, выявлены иерархические уровни психической активности — индивида, субъекта, личности.

В отличие от установки в зарубежной психологии, в которой этот феномен выступал в качестве частного психологического образования, Узнадзе придал понятию установки статус общепсихологической категории, а теория этого феномена превратилась в общепсихологическую теорию установки и была распространена на изучение патопсихологических явлений, нашла применение в педагогике, на ее основе была разработана система методов психотерапии -сеттерапия (использование понятия установки для лечения пациентов).

Установка описывалась как опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет поведение человека, сто эмоциональные и волевые процессы, т.е. выступает детерминантой любой активности организма. Так, мышление (а также творческая фантазия, труд и др.) возникает в ситуации затруднения актов поведения, вызванных определенной установкой, когда усложнение ситуации вызывает необходимость сделать специальным объектом исследования это затруднение. "Этот специфический акт, обращающий включенный в цепь деятельности человека предмет или явление в специальный самостоятельный объект его наблюдения, можно было бы назвать актом объективации".

Выделение объективации привело Узнадзе к выводу о существовании двух уровней психической жизни — уровня установки, свойственного для всякого живого существа (и лишь в частности — для человека), и уровня объективации, который представляет собой "специальное достояние лишь человека как существа мыслящего, строящего основы культурной жизни, как творца культурных ценностей".