Теория человеческого развития.

Психодинамическая концепция З. Фрейда

В основе концепции личности австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда лежит предположение о конфликтах как движущей силе развития. Главным образом это конфликты между сексуальными инстинктами и инстинктами голода и боли. Позднее Фрейд расширил данный перечень, выделив в развитии индивидуальности очень важный конфликт между инстинктом жизни и разрушением, или смертью.

Концепция Фрейда базируется на следующих основных положениях:

1. Поведение имеет психологическую обусловленность (психический детерминизм).

2. Неосознанные ментальные процессы определяют мысли и поведение человека больше, чем сознательные процессы, поэтому большинство истинных причин нашего поведения нам неизвестно.

Отсюда делается вывод:

1) люди действуют таким образом, чтобы избежать боли и неприятности, что приводит к подавлению чувств и эмоций;

2) при достаточно долгом подавлении чувств и эмоций происходит либо их выплеск, либо они замаскированы определенным символическим образом.

Фрейд вводит специальное понятие – либидо, изначально трактовавшееся им как лежащая в основе всех сексуальных проявлений специфическая сексуальная энергия, которая количественно может быть измерена, но на данный момент не измерима. По его мнению, человеческую индивидуальность можно понять лишь исходя из знания о количестве либидо и его направленности на тот или иной объект, поскольку в окружающей среде человек ищет объекты для удаления напряжения, или восстановления саморавновесия.

В соответствии с концепцией Фрейда о структуре личности человеческое поведение организовано вокруг трех основных структур (табл. 5.1):

• Ид ("Оно");

• Эго ("Я");

• Супер-Эго ("Сверх-Я"),

Таблица 5.1

Основные характеристики Ид, Эго и Супер-Эго

Ид

Эго

Супер-Эго

1. Низшая врожденная сфера.

2. Действует по принципу удовольствия/неудовольствия.

3. Не признает логики, морали, постоянства.

4. Не имеет временных рамок, не поддается контролю и обучению

1. Действует

по принципу реальности.

2. Думающая, планирующая система.

3. Носитель сознания.

4. Является психическим органом самосохранения.

5. "Место для образования страхов"

1. Система всех мотивов, происходящих из семьи или социума.

2. Совесть.

3. Ограничивает и преследует.

4. Связано с внушающим страх родительским объектом

Ид – основная, наиболее архаичная часть личности. По мнению Фрейда, она определена от рождения, генетически. Ид служит источником энергии для всей личности. В нем отражены первичные иррациональные процессы, которые характеризуются неспособностью подавлять импульсы. Ид целиком связано с бессознательными и инстинктивными биологическими потребностями (сон, еда, дефекация и т.д.). Фрейд полагал, что Ид является проводником между соматическими и психическими процессами в организме.

Эго развивается из Ид. Как писал Фрейд, "Я" является измененной частью "Оно". Изменение происходит вследствие прямого влияния внешнего мира при посредстве сознательного.

"“Я” – до известной степени продолжение дифференциации поверхности. Оно стремится применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящий в “Оно”, заменить принципом реальности. Восприятие для “Я” играет ту роль, какую в “Оно” занимает инстинкт".

Эго питается энергией Ид. В процессе приобретения опыта оно стремится избегать опасных раздражителей и, развиваясь, постепенно берет контроль над требованиями Ид. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание или снижение этих импульсов соответственно приводит либо к напряжению, либо к релаксации.

Супер-Эго – Вперед компонента в структуре личности. Оно развивается в процессе социализации, в нем находят отражение общественные системы норм и ценностей. По мнению Фрейда, у Супер-Эго три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Выступая в качестве совести, Супер-Эго ограничивает или разрешает сознательную деятельность. Сформированная посредством родительских наставлений, эта подсистема тесно связана с самонаблюдением, возникающим из способности Супер- Эго оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей. Формирование идеалов связано с развитием самого Супер-Эго.

Существуют различные схемы соотношения Ид, Эго и Супер-Эго. На рис. 5.2 показано соотношение данных психических инстанций согласно Р. Баттергею[1].

Рис. 5.2. Психические инстанции по Р. Баттергею

Фрейд развивал учение о стадиях человеческого развития. По его мнению, каждая стадия предполагает свою систему становления физиологических и психических процессов. Эти стадии наслаиваются друг на друга, и если на какой-либо фазе развития произошло отклонение, то поВперед фаза может протекать неадекватно.

Для теории социальной работы существенно, что в данной концепции не только вскрываются причины нарушений на каждой стадии развития, но и рассматриваются социальные последствия, с которыми сталкиваются социальные работники на практике. Причем согласно концепции каждая стадия формирует свои социальные последствия. В табл. 5.2 представлены основные фазы развития, нарушения на которых приводят к социальным отклонениям.

Таблица 5.2

Основные фазы развития, приводящие к возможным социальным травмам

Стадия развития

Поздние социальные последствия

Интенциональная

Жалобы на потерю смысла жизни, неспособность к решению практических проблем, отчуждение от собственного "Я", нарушение коммуникаций и др.

Оральная

Самообвинения, бессмысленность жизни, бессилие и др.

Анальная

Склонность к морализаторству, медлительность, невротическое упрямство и др.

Фаллическая

Отсутствие чувства дистанции, фобии, проблемы на работе, в общении, браке и др.