Лекция 2. ТЕОРИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА В ПОНИМАНИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

• основные принципы построения теории здравого смысла;

уметь

• анализировать основные факторы, объясняющие поведение ребенка с позиции здравого смысла;

• выделать личностные и средовые факторы в детерминации поведения ребенка;

владеть

• навыками анализа теории здравого смысла с позиции современного научного знания.

Общая характеристика психики человека в теории здравого смысла

Здравый смысл представляет собой первую систему взглядов, которую осваивает человек и на которую он опирается при решении психологических вопросов. При этом здравый смысл противостоит научному знанию. Однако проверка истинности научного знания и его понимание осуществляется на уровне житейского мировоззрения. Фактически обыденное сознание является тем инструментом, на который опирается научное знание. Широта применения житейского знания, тем не менее, обусловливает и его недостатки. Поскольку здравый смысл составляет целостное мировоззрение человека, отвечающее на самые разные вопросы, он характеризуется известной расплывчатостью, неточностью формулировок, так называемых житейских понятий. Нет ничего удивительного в том, что здравый смысл может содержать в себе противоречивые утверждения. Подобная противоречивость доказывается научным знанием. Например, если у человека болит зуб, то с позиции экспертного знания в данной ситуации необходимо идти к врачу, что признается и здравым смыслом. Однако довольно часто люди принимают болеутоляющие средства и не обращают внимания на проблему. То есть, с одной стороны, согласно здравому смыслу нужно лечить зуб, а с другой – достаточно устранить боль и не обращать внимания на разрушение зуба.

Другим характерным недостатком здравого смысла является его предубежденность, что ведет к образованию стереотипов и упрощенных форм объяснений. Сила же житейской точки зрения заключается в том, что она ориентирована на конкретную ситуацию и позволяет добиваться вполне определенных целей. Другими словами, здравый смысл всегда связан с процессом достижения чего-либо.

Здравый смысл при объяснении происходящего опирается на очевидность. Поэтому с его помощью сравнительно легко интерпретируются наблюдаемые, наглядно представленные физические явления и процессы (например, сезонные изменения природы). Значительно труднее происходит понимание психических явлений. Психика человека прямо не представлена вовне. Ее изучение может опираться на поведение. С точки зрения здравого смысла поведение является выражением мыслей и настроений действующего человека. Поскольку они не видны, наблюдатель приписывает другому человеку свои собственные мысли и чувства. На основе такого приписывания строится не только объяснение, но и ожидание относительно будущих результатов действий другого человека.

Строго говоря, позиция здравого смысла не является предметом анализа детской психологии. Однако поскольку реальное взаимодействие детей и родителей осуществляется на основе этой точки зрения, ее целесообразно рассмотреть.

Для большинства взрослых позиция здравого смысла связана с двумя основными составляющими. Ее первая компонента характеризуется убеждениями человека, которых он придерживается и которые не требуют специальных доказательств. Можно сказать, что эти убеждения для человека настолько очевидны, что их не нужно объяснять, нет необходимости над ними задумываться, нужно просто следовать им. При этом предполагается, что каждый нормальный человек будет разделять эти убеждения. В качестве примера такого убеждения можно привести мнение большинства людей, согласно которому мы более защищены в ситуации, когда вокруг нас находится большое количество людей (поскольку предполагаем, что в этом случае вероятность получения помощи выше), чем в ситуации, когда поблизости находится лишь один человек. Однако исследования, проведенные американскими психологами, показали, что поскольку в толпе у каждого человека есть возможность делегирования ответственности находящемуся рядом свидетелю (т.е. каждый может сказать: "Почему именно я должен помочь? Найдутся и другие, кто придет на помощь"), то реальная помощь в этом случае приходит реже или не приходит вовсе. Если же свидетелем какого-либо происшествия оказывается один человек, то вследствие невозможности "сваливания" ответственности за вмешательство в ситуацию (по причине того, что больше рядом никого нет) необходимая поддержка приходит чаще и оперативнее.

Вторая компонента позиции здравого смысла может быть представлена как широко распространенное мнение. В этом случае предполагается, что позиция здравого смысла позволяет считать то или иное суждение либо правильным, либо ошибочным в зависимости от того, разделяет его основная масса родителей или нет. В качестве примера можно привести идею, которую разделяет большинство взрослых: с определенного возраста ребенок должен обучаться иностранному языку. С позиции здравого смысла эта идея очевидна. Для современных жителей нашей страны она не требует специальных доказательств и разделяется большинством родителей. Она находит выражение в организации занятий иностранными языками в группах детского сада. Хотя, например, в относительно недавнем прошлом таких занятий по изучению языка дошкольниками не было.

Таким образом, мы можем сказать, что позиция здравого смысла по отношению к детскому развитию характеризуется убеждениями, которые разделяются большинством людей и не требуют специальных доказательств.

Эту позицию стал изучать американский психолог Фритц Хайдер в 1930–1940-е гг. Он обнаружил, что единой теории здравого смысла, которая описывала бы психологию человека, не существует, однако можно установить общие тенденции в объяснении поведения людей с позиции здравого смысла. Следует еще раз подчеркнуть, что позиция здравого смысла в силу ее очевидности для взрослого, как правило, не осознается. Она не выступает как точка зрения, которой можно доверять или не доверять. Она просто используется взрослым при взаимодействии с ребенком. В рамках этой позиции формулируется один из ключевых вопросов детского развития: почему ребенок ведет себя так, а не иначе в конкретной ситуации?

Австрийский и американский психолог Ф. Хайдер предположил, что человек, который находится на позициях здравого смысла, стремится максимально упростить причины наблюдаемого поведения.