Теории здоровья в классической педагогике

Π. Ф. Лесгафт (1837–1909) – выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России.

Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии – о единстве формы и функции, – Π. Ф. Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, направленным упражнением на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе педагогической системы Π. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания.

Так же как и И. М. Сеченов, II. Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому школа не может существовать без физического образования. Физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями. По сути дела, образование у Π. Ф. Лесгафта – это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование – целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большей самостоятельности и волевых проявлений человека.

Впервые в России Π. Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. Большое внимание Π. Ф. Лесгафт обращал на ОГЛАВЛЕНИЕ физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:

1) простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;

2) упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия;

3) упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель;

4) систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

Изучая анатомические особенности органов движения, убеждался в теснейшей связи формы органа с его функцией: развивается и крепнет только тот орган, который активно функционирует. Если орган не тренировать, не давать ему нагрузку, то он неизбежно слабеет и атрофируется. Анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью. Только постоянная деятельность утверждает и поддерживает в человеке его специфические качества и свойства. Вот почему упражнения, тренировку органов и систем он считал необходимой предпосылкой для их нормального функционирования, для здоровой и активной жизни человека. Π. Ф. Лесгафт отдавал предпочтение естественным формам движения, в частности, такой форме, как игра.

Π. Ф. Лесгафт разработал оригинальную теорию гармонического развития человека (идеально-нормальной личности). Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание, по Π. Ф, Лесгафту, неразрывно связано, и каждый шаг в развитии одной из его сторон неизбежно сказывается на другой. Ведущей стороной воспитания Π. Ф. Лесгафт считал нравственное воспитание, представляющее собой последствия строго проведенного умственного и физического образования. В осуществлении этих идей большую роль, считал он, играет воспитывающий и развивающий характер воздействия на человека физических упражнений, где особенно важно развитие мышления занимающихся на основе принципов предвидения, осознания того, что надо сделать в упражнении, а также представления о результатах его выполнения в плане развития как телесных сил, так и интеллекта.

Характеризуя взаимоотношения между телесными (физическими) и душевными проявлениями, Π. Ф. Лесгафт писал: "Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений", что ясно говорит о необходимости гармоничного физического и умственного развития в школе.

Таким образом, основаниями физического образования, по Π. Ф. Лесгафту, являются:

– психофизическое единство человеческой личности;

– выдающаяся роль движения как сенсомоторного единства в ее формировании;

– понимание воспитывающего и развивающего характера физических упражнений;

– единство и взаимосвязь всех сторон воспитания; приоритет мышления при осуществлении двигательной деятельности;

– безграничные возможности гармонического психофизического развития человека путем сознательного овладения движениями и действиями в процессе обучения и воспитания.