Теории внешней политики

Существует множество теорий внешней политики. Из конкретных внешнеполитических теорий наиболее известной является теория американского политолога Ганса Моргентау. Он определяет внешнюю политику прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами, и поэтому сила (внешняя, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: "Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой".

Национальный интерес представляет собой осознание коренных потребностей государства и отражения их в деятельности его лидеров. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества. Концепция "национального интереса" была разработана Г. Моргентау. Он определил понятие "интерес" в категориях власти. Оно состоит из трёх элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) национальной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

Ганс Моргентау (1904—1979) считал, что внешняя политика независимого государства должна опираться на физическую, политическую и культурную "реальность", способную осознать природу и сущность собственного национального интереса. Такой "реальностью" выступает нация.

Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно потребности физического выживания. В разделённом на блоки, союзы мире, где идёт непрекращаемая борьба за власть и ресурсы, все нации стремятся к защите своей физической, политической и культурной само бытности (идентичности) перед лицом вторжения извне. Это мнение Г. Моргентау было актуально для времён "холодной войны", когда мировое сообщество было разделено на дна противостоящих друг другу лагеря: социалистический и капиталистический. В современном мире в силу различных причин страны взаимозависимы и взаимосвязаны друг с другом, их выживание и развитие может быть обеспечено только на пути их сотрудничества и взаимодействия. В этих условиях любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств.

Нация может обеспечить свою безопасность, сочетая собственные интересы с потребностями других государств. Таким образом национальная безопасность — это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз и способность государства сохранять свой суверенитет, территориальную целостность, выступая субъектом международного права.

Национальные интересы России и их соотношение с международной политикой таковы. В широком понимании, говоря о национальных интересах России, их можно свести к двум основным интересам — безопасности и развитию.

Безопасность включает в себя внутреннюю политическую стабильность и территориальную целостность, независимость и суверенность. Развитие предполагает экономический рост, самостоятельную эксплуатацию природных ресурсов страны, которые, возможно, являются единственной надеждой провести модернизацию экономики, и участие в международном разделении труда при включении в международную торговлю. Всё это требует определённых благоприятных внешних условий, обеспечить которые и призвана внешняя политика.

Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

— придаёт внешней политике общую ориентацию;

— танов иге я критерием выбора в конкретных ситуациях. Существует ли взаимосвязь внешней и внутренней политики?

В настоящее время в науке имеется три точки зрения в ответах на данный вопрос.

* Первая точка зрения связана с отождествлением внутренней и внешней политики.

Г. Моргентау, профессор Чикагского университета, полагал, что "сущность международной политики идентична политике внутренней. И внутренняя, и внешняя политика есть борьба за сипу, которая модифицируется лишь различными условиями, складывающимися во внутренней и международной сферах.

* Вторая точка зрения отражена в работах польского и австрийского социолога Людвига Гумпловича (1833—1909), который полагал, что внешняя политика определяет внутреннюю.

Отсюда следует, что главным фактором социальной жизни является борьба за существование. Учёный сформулировал систему законов международной политики. Главный закон — это то, что соседние государства постоянно борются друг с другом из-за приграничной линии. Из положения основного закона вытекают вторичные законы. Суть одного из них такова, что любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о политическом равновесии. Кроме того, любое государство стремится к выгодным приобретениям: например, получить выход к морю как средству приобретения морского могущества. Третий закон говорит о том, что внутренняя политика должна быть подчинена цепям наращивания военной силы, с помощью которой обеспечиваются ресурсы для выживания государства. Таким образом, согласно Л. Гумпловичу, существуют и работают основные законы международной политики.

* Третья точка зрения на приоритеты национальных интересов представлена марксизмом, который считает; что внешняя политика определяется внутренней и является продолжением внутриобщественных отношений.

Таким образом ОГЛАВЛЕНИЕ последних обусловлено господствующими в обществе экономическими отношениями и интересами правящих классов.

Отношения между государствами на международной арене никогда не были, да и не будут равноправными. Роль каждого государства во все времена определялась его экономическими, технологическими, военными, информационными возможностями. Эти возможности и обусловливали характер отношений между государствами и, следовательно, тип системы международных отношений. Типология международных отношений имеет практическое значение, поскольку позволяет выявить те глобальные факторы, которые влияли на развитие как мирового сообщества, так и конкретной страны.