Теории развивающего, теоретико-обобщающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Создатели данной системы развивающего обучения исходили из концепции Л. С. Выготского, основанной на том, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет через ОГЛАВЛЕНИЕ усваиваемых знаний, представленных ребенку в виде научных понятий. Исходя из этого положения, основы развивающего обучения, по мнению Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, должны быть отражены в следующих условиях и целях: 1) формирование у школьников теоретического мышления; 2) развитие ученика как субъекта учебной деятельности средствами развития теоретического мышления; 3) обучение как передача не столько знаний, умений и навыков, сколько способов умственных действий; 4) в учебной деятельности детей должна воспроизводиться логика научного познания. ОГЛАВЛЕНИЕм развивающего обучения являются общие способы решения задач и система теоретических понятий об объектах, направленных от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В. В. Давыдовым теоретическим, а само обучение – развивающим.

Развивающий характер обучения в теории Эльконина – Давыдова связан прежде всего с тем, что его ОГЛАВЛЕНИЕ построено на основе теоретических знаний и системы содержательных обобщений. Содержательное обобщение – это постижение предмета не через его наглядное внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, противоречивый путь его внутреннего развития. Кроме того, к специфическим особенностям данной системы развивающего обучения относится и то, что оно осуществляется не как приспособление к наличному, уже сложившемуся уровню психического развития детей, а как опережающее формирование теоретического мышления и психического развития в целом.

Теория проблемного обучения А. М. Матюшкина

В основе теории проблемного обучения (А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, В . Оконь, И. Я. Лернер, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и др.) лежит идея о формировании познавательной активности личности через создание соответствующих дидактических и психологических условий. Определяющими понятиями теории проблемного обучения, по мнению А. М. Матюшкина, являются понятия "задача" и "проблемная ситуация". Согласно Матюшкину, проблемная ситуация характеризуется как активное психическое состояние, возникающее у личности при выполнении задачи в условиях субъективного открытия "новых знаний". Процесс проблемного обучения включает два этапа: 1) постановка и усвоение проблемной ситуации; 2) поиск неизвестного в проблемной ситуации – главное звено в проблемном обучении. Этот этап осуществляется учеником самостоятельно или с помощью педагога, при этом роль учителя сводится к созданию условий, которые способствуют созданию у ученика потребности в поиске нового знания или открытия нового способа в процессе преодоления интеллектуальных препятствий. Открытия ребенок совершает в условиях проблемных ситуаций, специально организованных в процессе проблемного изложения, частично-поискового и исследовательского методов обучения.

Теория суггестопедии

Наряду с известными концепциями обучения формируется особая группа теорий, ориентированных на использование глубинных психических механизмов. Помимо обучающей теории НЛП к такого рода концепциям относится теория суггестопедии (от лат. suggestio – внушение, намек), основанная на работах В. М. Бехтерева с использованием эмоциональных механизмов некритичного восприятия информации. Ядром суггестопедии служит обучение средствами релаксации, погружения, внушения. Обучение этими методами снимает такую форму давления, как оценка. Все строится на принятии сообщения от педагога через внушение. Путем специальных приемов снимается психологическая защита и расширяются возможности внушающего воздействия слова. Включенность этих ресурсов обеспечивает существенное обострение памяти, рост объема активизируемой информации, повышение скорости запоминания и воспроизведения. Для учащихся суггестопедия выглядит как свободная деятельность по решению задач, не вызывающих напряжения, дискомфорта и неприятных эмоций. Тем самым расширяется объем усваиваемых знаний, раскрепощаются творческие возможности, повышается вера детей в собственные силы.