Теории развития личности

Проблема личности в современной науке достаточно сложна, из-за многогранности понимания и проявления личности, отражающих многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и собственной жизни. Личность — проявление социальной сущности человека. В понятие "личность" входит не только ее роль в обществе, но и особенности ее психологии: направленность, мотивация, способности, характер, темперамент. Ребенок в момент рождения не является личностью, и личностью он станет только в человеческом обществе. Все реальные маугли, встречавшиеся в человеческой истории (кроме сказочного у Киплинга) не были личностями и практически, вернувшись в человеческое общество, не смогли восстановить свою социальную сущность.

Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. За счет развития личностных качеств человек включается в систему общественных отношений и творчески осваивает общественный опыт. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают — классический тезис становления личности человека. В каждую историческую эпоху формировался свой определенный тип личности.

В процессе развития личности формируется ее культура, включающая в себя мотивационную культуру, информационную и операциональную. Мотивационная культура — социальные установки личности, желания, интересы, ценностные ориентации, убеждения и т.п., которые закладываются воспитанием. Система знаний всех видов и уровней (представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории, законы) представляет информационную культуру личности и является результатом образования. Система умений всех видов и уровней (навыки, привычки, приемы, способы, методики, методы) образует операциональную культуру личности и является результатом обучения и воспитания. Три слагаемых культуры личности закономерно выводят единство трех основных педагогических процессов: образования, воспитания и обучения. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Социализация — это взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней. В то же время — это процесс самоактуализации Я-концепции, самореализация личностью своих потенций и творческих способностей, нередко требующая преодоления влияния среды для сохранения своей независимости, индивидуальности, свободы, формирования собственной позиции. В результате происходит взаимное развитие и обогащение как личности, так и общества. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях стихийного взаимодействия человека со средой. Воспитание по отношению к социализации может быть определено как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации; как механизм определенного управления ее процессами. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения процессов социализации.

Движущей силой развития личности являются противоречия, разрешение которых происходит через формирование более высоких уровней деятельности и появления новых потребностей.

Противоречия:

• между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения;

• между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися, формами взаимоотношений и видами деятельности;

• между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).

На развитие и становление личности влияют социальные и биологические факторы. Выделил такие факторы А. В. Мудрик.

Социальные факторы. Мегафакторы: космос, планета, мир. Макрофакторы: страна, общество, государство.

Мезофакторы: этнос, региональные условия (географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные), тип поселения, средства массовой коммуникации.

Микрофакторы: семья, сверстники, субкультуры, микросоциум, институты воспитания, общественные, государственные, религиозные и другие объединения.

В результате воздействия всех этих факторов происходит процесс социализации личности — процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.

Биологические факторы: наследственность, условия вынашивания, внутриутробного развития и рождения ребенка. По наследству передаются только определенные задатки — природная предрасположенность к той или иной деятельности. И. Кант писал, что в человечестве заключено много задатков, задача состоит в том, чтобы пропорционально развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения.

Две группы задатков:

• общечеловеческие задатки человека как представителя человеческого рода (задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду);

• индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, внешнего облика и т.п.).

Природными особенностями определяются пути и способы формирования психических свойств личности. Не наследуются социальные качества личности: речь, нравственность, знания, умения, навыки и т.п.

Существуют три парадигмы развития личности, отличающиеся друг от друга пониманием и доминированием социальных или биологических факторов и позиции личности в процессе се становления и развития.

Биогенетический подход, в центре внимания которого находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе. Человек, с позиций данного подхода, сугубо природное существо. Его духовные свойства имеют биологическую основу. Развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться. Воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития. Представителями данного научного направления являются К. Бюллер, А. Гезелл, В. Штерн, Ст. Холл и др.

Социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, которое происходит под влиянием среды, прежде всего, тех социальных групп, которые составляют ближайшее окружение человека. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо. Воспитание призвано корректировать характер влияния среды. Представителями данного подхода являются Дж. Болдуин, Ж. Виллар, М. Мид и др.

Биосоциальный подход объединяет оба предыдущих подхода. Человек — существо и биологическое, и социальное. Психические процессы имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды. При данном подходе недостаточное значение придается роли самовоспитания в деятельности. Л. С. Выготский, В. Штерн, Э. Эрик-сон и другие были сторонниками данного подхода.

Теории когнитивного направления занимают промежуточное положение между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка.

Существующие в мире теории развития личности, в которых раскрывается смысл перечисленных подходов с позиций той или иной системы философских представлений, в целом достаточно сложны н нередко трудно провести абсолютную грань между обозначенными парадигмами.

Сегодня в психологии можно насчитать более двух десятков концептуальных подходов, так или иначе трактующих процесс психического развития: от теории созревания А. Гезелла, этологических теорий К. Лоренца, Н. Тинбергена и Дж. Боулби, психолого-педагогической теории М. Монтессори, ортогенетической теории Т. Вернера, условно-рефлекторных теорий И. П. Павлова, Дж. Уотсона, теории социального научения А. Бандуры, Б. Скиннера, психоаналитической теории 3. Фрейда, теорий когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. Колберга, теории аутизма Б. Беттельгейма, теории развития детского опыта Э. Шехтеля, экологической теории Дж. Гибсона, теории лингвистического развития Н. Хомского, теории подросткового периода К. Юнга — до культурно-исторической теории Л. Выготского и ее современных вариантов в виде деятельностного подхода А. Н. Леонтьева — А. Р. Лурия и теории поэтапного формирования умственной деятельности П. Я. Гальперина.